Городская усадьба Щербатовой – Хитрово После Октябрьской революции дом-утюг и Кулаковка стали приходить в упадок
С начала 1680-х годов владение неподалёку от Яузских ворот, подле стен Белого города (в 1760-е годы на месте снесённых...
Буква Гг. Звуки
[г] и [г ′ ].Тип
: урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.Технология:
на ситуативной (игровой) основеЦель
: Сформировать способность учащихся к новому способу действия.Задачи:
Планируемые результаты
Предметные.
давать характеристику согласным звукам;
узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;
группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;
классифицировать предметы по общему признаку;
Метапредметные.
Регулятивные УУД:
организовывать своё рабочее место под руководством учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
уметь проговаривать последовательность действий на уроке;
Оценка
Познавательные УУД:
ориентироваться в учебнике;
понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета;
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;
формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
Личностные.
принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;
проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;
формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
внутренняя позиция школьника;
учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ
Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!
Сядем за парты правильно, спинку держим прямо. Учебные принадлежности, которые помогут нам в работе, разместились в верхнем углу стола.
Актуализация опорных знаний
-
Сегодня утром я под дверью в наш класс нашла конверт, а в нем письмо. Давайте его прочитаем вместе.Кому: Ученикам 1 «А» класса школы №54 города Новоуральска.
От кого: От Крокодила Гены.
«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые. Мне очень нужна ваша помощь! Пропал мой друг Чебурашка. Помогите мне, пожалуйста, его найти!
С уважением, Крокодил Гена.»
Ребята, поможем Крокодилу Гене найти Чебурашку?
Для этого я предлагаю отправиться в путешествие.Хотите узнать, на чем мы отправимся? Отгадайте загадку.
«
Каждый день туда-обратноА точнее, мы отправимся в путешествие на Голубом вагоне! Но Голубой вагон не может ехать без друзей-вагончиков. Собрать вагончики в состав паровозика мы сможем на станциях, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания и заодно искать Чебурашку. А помогать нам в путешествии будет Крокодил Гена. В путь, ребята!
Первая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки называется
«Повторяйкино» . На этой станции стоит вагончик, в который поселились волшебные буквы. Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.Буквы на первом вагончике: а, о, у, э, ы, и
Прочитаем буквы на вагончике. (Дети читают:
а, о, у, э, ы, и).- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить гласные звуки).
- Что можете сказать о буквах а, у, о, э, ы? (Показатели твердости согласного .)
Что можете сказать о букве и? (
и – показатель мягкости согласного звука .)Чем отличается звук от буквы? (
Буквы видим и пишем, звуки произносим и слышим )Итак, сейчас мы повторили буквы, которыми можем обозначить гласные звуки.
На этой же станции стоят еще два вагончика и Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.
Буквы на втором вагончике: м, н, л, р, в
Прочитаем буквы на втором вагончике. (Дети читают:
м, н, л, р, в).- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие согласные звуки).
- Верно, на втором вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие звуки.
Следом за вторым вагончиком следует третий, прочитаем буквы на нем.
Буквы на третьем вагончике: с, т, п, к .
- Дети читают: с, т, п, к.
- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить глухие твердые и мягкие согласные звуки).
- Верно, на третьем вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить глухие твердые и мягкие звуки.
Итак, на станции «Повторяйкино» мы повторили уже известные нам гласные и согласные буквы и прицепили к составу поезда 3 вагончика, но, к сожалению, Чебурашку мы не нашли. Продолжаем путешествие на Голубом вагоне вместе с Крокодилом Геной!
И следующая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки, находится в лесу и называется «Звучная» . Чтобы получить вагончик к нашему составу, нужно выполнить задания. Первое задание – отгадать загадку.
Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)
- Выделим первый звук в слове «гриб» и произнесем его. (Ггг)
Почему? (воздух встречает преграды – язык и зубы, не тянется).
Какой это согласный звук твердый или мягкий? (твердый)
Почему? (при его произнесении подбородок не опускается)
Как мы его обозначим на схеме? (синим цветом)
Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г]? (Он звонкий)
-
Итак, мы сегодня с каким новым звуком знакомимся? (со звуком [г])
Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).
Как зовут героя, который сегодня отправился с нами в Путешествие? (Гена)
Выделим первый звук в имени Гена и произнесем его. (Г ′ Г ′ )
Какой это звук? (согласный)
Почему? (воздух встречает преграды – зубы и язык, не тянется).
Какой это согласный звук твердый или мягкий? (мягкий)
Как мы его обозначим на схеме? (зеленым цветом)
Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г ′ ]? (Он звонкий)
Почему? (При его произнесении мы слышим голос)
- Как мы обозначаем на схеме звонкие звуки? (точкой в правом верхнем углу).
Итак, с каким вторым звуком мы сегодня знакомимся? (со звуком Г ′ )
Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий).
Кто мне скажет, какова цель нашего сегодняшнего урока ? (познакомиться с новыми звуками [г] и [г ′ ] и узнать, какой буквой их можно обозначить).
Со звуками мы познакомились на станции «Звучная» - это звуки [г] и [г ′ ].
На этой станции мы получили еще один вагон к нашему составу поезда, но Чебурашку не нашли. Значит, вместе с Крокодилом Геной продолжаем поиски его друга.
Сейчас немножко отдохнем и поиграем в игру на внимательность.
Если я произнесу слово, в котором есть твердый звук [г] вы сделаете прыжок на месте, если я произнесу слово, в котором есть мягкий звук [г ′ ] – вы присядете.
Слова: гриб, снеговик, гитара, беглец, гном, Гена, гость, круги, герой, глаза, ворона. (В последнем слове нет звуков [г] и [г ′ ]. Дети должны остаться стоять на своих местах).
Нам пора снова в путь на поиски Чебурашки. Нас ждет следующая станция – «Буквенная» .
Кто из вас догадался или уже знает, какой буквой мы можем обозначить на письме новые звуки [г] и [г ′ ]? (Буквой Г)
Скажите, почему две буквы Гг написаны на вагончике? (С заглавной буквы мы пишем начало предложений и имена, со строчной – все остальные слова и в середине слов).
Сейчас мы познакомились с буквой Г, которой мы можем обозначить звуки [г] и [г ′ ].
Мы получили еще один вагон к составу нашего поезда, но опять не нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку.
Продолжаем поиски Чебурашки и приближаемся к станции «Слоговая» . Как вы думаете, какое задание нас здесь ждет? (Прочитать слоги с новой буквой).
Верно! Нам нужно прочитать слоги. Для этого откроем «Азбуки» на странице 96
Слоги: ГА, ГУ, ГО, ГЫ, ГИ
Продолжаем поиски вместе с Крокодилом Геной. Впереди нас ждет еще одна станция – «Закреплялка». Посмотрите на доску (на доске записаны слова – Галина, сигнал, пугало, напугало) . Как вы думаете, какое задание мы выполним на этой станции? (Прочитаем слова с буквой «г»). Чтение слов с буквой «г» с доски.
Сейчас мы прочитали с вами слоги, в которых присутствует новая буква Г. Прикрепили к нашему составу еще один вагончик, но снова не нашли Чебурашку.
А мы продолжаем путешествие. Следующая станция «Зоркая». Чтение текста. Нахождение и подчеркивание слов с буквой «г».
Эти слова нам встретятся в тексте
Подчеркните простым карандашом все буквы «г» в данном тексте.
Текст на белой доске:
Галина вырастила капусту, лук, салат, укроп и помидоры. У горки пугало. Это сигнал галкам и воронам. Пугало напугало ворон и галок.
Мы сейчас, выполняя задание на станции «Зоркая» учились находить букву «г» в тексте. Пока мы это делали, нам навстречу вышел Чебурашка!
Итак, с какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке, путешествуя вместе с Крокодилом Геной? (Со звуками [г] и [г ′ ])
Какой буквой мы можем обозначить эти звуки? (Буквой г)
Мы проехали с Крокодилом Геной все станции, выполнили все задания, собрали целый состав поезда к Голубому Вагону и нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку! За это нам Гена говорит «Спасибо»!
Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели:
закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент:
садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь».
Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука:
«Г» - согласный, звонкий, твердый
«Гь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка - логоритмика.
Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.
Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).
Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).
Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).
8. Игра «Доскажи словечко».
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.
Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.
Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.
Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.
9.Знакомство с буквой «Г».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.
Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.
Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-
11.Итог занятия.
Занятие №17 Буква и звук Г.
Организация группы.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Но сначала мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. Кто наши помощники? (губки, зубки, язычок).
Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)
1. Упражнения для развития артикуляционного аппарата:
– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.
– «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.
– «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.
– «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.
– «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).
Повторение пройденного. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.
Игровой приём «Эхо». На доске надо написать слоги:
РА- ЛО –МУ – НИ
ХО –ПА –МЫ –КУ
НЫ –ПИ –МА –РУ
Первую строчку читаем «как медвежата», вторую строчку читаем «как мышата», третью строчку читаем шёпотом.
Первый столбик читаем «как эхо», второй столбик – «как ручеёк» (быстро), третий столбик читаем «как тигрята».
Знакомство со звуком [ г ].
Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране Азбуке и по городу Буквоград , и познакомимся еще с одним его жителем. И сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Но это непростой лес: в этом лесу любят гулять звуки. Готовы? Тогда в путь. Закройте, пожалуйста, свои глазки. (Звучит музыка). Представьте себе, как вы идете по тропинке. Пахнет свежей смолкой ели, поют птички. Откройте глазки. (Дети открывают глаза, на доске надпись «лес» .
Прочитайте, куда же мы с вами попали? Лес
Ой, смотрите, кто это? Появляются буквы С и З.
- Ребята, почему эти две буквы гуляют вместе? Это парные буквы С и З.
Они пошли погулять в лес Звуков. А за нити побежала буква К. Ей тоже очень хочется найти себе пару. Давайте ей поможим.
Ребята, скажите какой звук К глухой или звонкий? Дети проверяют звучание звука. Определяют, что К – это глухой согласный звук.
- Значит нам надо искать в лесу Звуков звонкий согласный, похожий на звук К. Давайте поищим его в лесу.
Появляется картинка гномика Дона.
Здравствуйте, ребята, я гном Дон. Я живу в лесу Звуков и приглашаю вас продолжить ваше путешествие вместе со мной. Я помогу вам отыскать пару звуку к. А для начала вам, ребятки, загадаю я загадки. Кто внимательным бывает, тот их быстро разгадает.
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек
Шляпка есть – нет головы. (Гриб)
Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)
Желтая лампочка висит.
Скушать нам ее велит. (Груша
)
Что за плод - шкатулочка с секретом!
Семена - стекляшки на вид,
все прозрачные, все розового цвета,
потрясешь, как странно, не звенит. ( Гранат)
С какого звука начинаются слова гриб, горох, груша, гранат, гном?
Как вы думаете, с каким звуком познакомит нас гном Дон? Зо звуком [ г].
Давайте произнесем отгадки и дадим характеристику звука [ г]. Звук согласный, твердый, звонкий звук.
Появляется картинка гномика Диня.
Ребята, а обо мне забыли? Я могу твердый звук [ г] сделать мягким. Не верите? Смотрите.
Чуры – муры, сейчас я наколдую.
Поставлю после звука [ г] звук [ и ] ,
и будет звук [ г ] мягчей травы.
А теперь давайте проверять.
Игра «Твердый - Мягкий».
Гномик предлагает нам поиграть в игру «Твердый мягкий». Для этого нам понадобятся квадратики: синий и зеленый.
Я буду произносить слова, если в этом слове вы услышите твердый звук г, то поднимаете синий квадратик, если же вы услышите мягкий звук г, то – зеленый.
Газета, гитара, гном, гиря, гость, погода, гусь, гимн, гимнастика, голубь, гора, горох,
Игра «Скажи наоборот»
Я вам буду называть слова, а вы мне будете называть слова с противоположным значением, т. е. слова наоборот. Причем, ваши слова должны обязательно начинаться со звука (г) или (г) .
Тихо, веселый, сладкий, чистые, нежные.
Вот, ребята, мы свами и нашли пару звуку [ к ]. Это звук [ г ]. Давайте их еще раз произнесем. Дети произносят звуки без и с закрытием ушей. Делают вывод какой звук глухой, а какой – звонкий. Молодцы!
Физминутка.
Ребята, гном приглашает нас пополнить его запасы грибов, т. к. у него их осталось совсем немного. Поможем ему собрать грибы на лесной полянке. Что нам для этого нужно? КОРЗИНА (Берем в руки корзинку) Тогда в путь.
Гриша шел – шел – шел,
Белый гриб нашел.
Раз грибок, два грибок, три грибок.
Положил их в кузовок.
(Дети кладут грибы в корзинку) .
Знакомство с буквой Г.
Показываю карточку с напечатанной буквой. - Это буква Г.
Какие звуки она обозначает? Твердый и мягкий звуки [ г ].
Зрительное восприятие буквы. Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «Фантазёры»:
– Пофантазируйте, на что похожа буква? Предположения детей, затем сама показываю иллюстрации, сопровождающиеся стихами.
Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.
Букву на плече носил, на лугу траву косил.
Г схожа с цаплею по виду. И на одной стоит ноге.
« Прочитай слог». Игра с детьми.
С какой буквой мы сегодня познакомились?
Сегодня к букве Г будут приходить в гости гласные буквы, которые обозначают гласные звуки.
Что образуется, когда гласные и согласные звуки встречаются вместе?
Правильно, образуется слог. Прочитайте полученные слоги.
(Один ребенок получает карточку с буквой Г, остальные дети с гласными буквами. Дети по одному подходят к ребенку, у которого в руках буква Г и читают полученный слог).
Рифмовка. Ребята, сегодня у нас рифмовка волшебная. Она о сказке. А вот о какой, вы мне сами скажите, после того как мы с вами ее произнесем. Раз, два три! Рифмовку начни!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги дочка, братца береги!
Гу-гу-гу, гу-гу-гу я без братца не могу!
Гу-га-ги, гу-га-ли гуси братца унесли.
Орг-орг-орг Баба- яга пришла в восторг!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги ты своему брату помоги!
ог-ог-ог, ог-ог-ог съешь ржаной пирог.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги бери братца и беги.
Га-га-га, га-га-га вот пришла Яга.
Где-где-где? Нет детей нигде. Сказка «Гуси – лебеди».
Работа с учебником.
Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.
Итог. Закрепление . Игра Паровозик.
Ребята, посмотрите из Буквограда приехал паровозик. На нем приехала буква К за своей парной буквой Г. Давайте им поможем собраться в путь.
1 в.: гном, горох, груша, голубь, гусеница, гусь,
2 в: книга, тигр, ангел, игрушки, огурец, шпага,
3 в.: носорог, осьминог, стог, утюг, рог.
Цели и задачи:
Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].
Коррекционно – образовательные:
Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
упражнять в звуковом анализе слов;
упражнять в подборе слов-антонимов;
упражнять в употреблении глагола «мочь»;
уточнить глагольный словарь;
.
Коррекционно – развивающие:
Развивать внимание;
развивать память;
.
Коррекционно – воспитательные:
Сплочение группы;
развивать чувство эмпатии;
отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.
Оборудование:
Сигнальные фонарики;
цветные карандаши;
интерактивная доска;
раздаточный материал;
зеркала;
ноутбук;
презентация;
ветродуйчики.
1. Вводная часть.
Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Назовите звуки в словах по порядку.
(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)
Артикуляционная гимнастика.
Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)
«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)
Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново
Коррекционно-развивающие задачи.
Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых по слоговой структуре слов.
Учить ребенка понимать и четко выполнять команды (понимание сложных инструкций).
Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г], дифференцировать их на слух и в произношении.
Продолжать учить писать зрительные диктанты.
Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие слова (вначале по два, а затем по три) в заданном порядке:
моток — каток — поток, батон — бутон — бетон, будка — дудка — утка, нитка — ватка — ветка, клетка — плетка — пленка, тыква — буква — будка.
Задание 2. Ребенку предлагается выполнить сложную инструкцию: «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи ее на книжную полку» и т.д.
Задание 3. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:
Красные лапки, Щиплет за пятки. Кто это? (Гусь)
Какой первый звук в этом слове?
Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Г]:
губки свободны;
кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;
горлышко «работает».
Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....
Характерис тика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.
Задание 4 . Фонетическое упражнение.
Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп...
Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:
м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.
Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:
гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...
Задание 7 . Повторить за взрослым серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее?
Гуси — гараж — гантели — графин — группа.
Задание 8 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Г], определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).
Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:
Голова на ножке,
В голове — горошки. (Горох)
Стоит под елкой крошка —
Только шапка да ножка. (Гриб)
Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
Задание 10 . Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какое слово получится?
Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...
Задание 11 . Выучить чистоговорки:
Гу-гу-гу — Гале помогу.
Гу-гу-гу — гуси на лугу.
Га-га-га — зеленые луга.
Га-га-га — дайте Гале пирога,
Пирога из творога.
Задание 12. Знакомство со звуком [Г"].
Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь....
Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.
Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук (Г "]»:
гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.
Задание 14 . Повторить за взрослым слоговой ряд:
гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.
Задание 15 . Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):
гиря — гимназия — гигант — герой — гений.
Задание 16 . Выучить чистоговорки:
Ги-ги-ги — Машенька, беги.
Ги-ги-ги — мы ели пироги.
Задание 17 . Дифференциация звуков [Г] — [Р]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:
гa-гя, го-...; ги-гы, гю...
Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов:
газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.
Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г]):
горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.
Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г"].
Вспомнить имя мальчика на звук [Г"] и имя девочки на звук [Г] (Гена, Галя), образовать полные и уменьшительные имена, «подарить подарки Гене и Гале».
Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании).
Обратить внимание на звуки [Г] — [Г"] в словах:
бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.
Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких — [Г"]. Это (что?) — ... книга. У меня нет(чего?) — ... книги. Дам другу (что?) — ... и т.д. (упражнение в словообразовании).
Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.
ГА: -зета, -раж, -мак...;
ГО: -лубь, -ры, -лод...;
ГИ: -ря, -гант...
Задание 18 . В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г"]:
Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.
Задание 19 . Знакомство с буквой Г.
Букву Г я не боюсь.
Г — не злой, а добрый гусь.
В. Ковшиков
На что еще похожа буква Г?
Игры с буквой.
Задание 20. Чтение и анализ предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.