Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуки Г, Гь. Буква Г. Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки, » в подготовительной логопедической группе Звуки г и гь в русском языке

Буква Гг. Звуки [г] и [г ].

Тип : урок открытия новых знаний в рамках деятельностного подхода.

Технология: на ситуативной (игровой) основе

Цель : Сформировать способность учащихся к новому способу действия.

Задачи:
1
. Дать представление о буквах Г, г, звуках [Г], [Г’]
2. Обеспечить условия для формирования навыка чтения слов с изученной буквой, развивать фонематический слух, речь, внимание, мышление.
3. Способствовать воспитанию внимательности, аккуратности, усидчивости, эстетических чувств, любви и бережного отношения к окружающему миру.

Планируемые результаты
Предметные.
Обучающийся получит возможность научится:

    давать характеристику согласным звукам;

    узнавать буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

    группировать и систематизировать буквы по обозначению ими разных звуков;

    классифицировать предметы по общему признаку;

Метапредметные.

Регулятивные УУД:

    организовывать своё рабочее место под руководством учителя;

    осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;

    уметь проговаривать последовательность действий на уроке;

    Оценка

Познавательные УУД:

    ориентироваться в учебнике;

    понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

    способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

    соблюдать простейшие нормы речевого этикета;

    планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, способов взаимодействия;

    формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;

Личностные.

    принимать новый статус «ученик», внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе;

    проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока;

    формировать способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

    внутренняя позиция школьника;

    учебно – познавательный интерес к новому учебному материалу;

    ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок,

Начинаем мы урок.

Улыбнулись, подтянулись,

Друг на друга посмотрели

И спокойно, тихо сели.

Я хочу, чтобы сегодняшний урок принес нам радость общения друг с другом. Желаю, чтобы за время работы на уроке вы поднялись на ступеньку знаний выше. Успеха и удачи вам!

Сядем за парты правильно, спинку держим прямо. Учебные принадлежности, которые помогут нам в работе, разместились в верхнем углу стола.

Актуализация опорных знаний

- Сегодня утром я под дверью в наш класс нашла конверт, а в нем письмо. Давайте его прочитаем вместе.

Кому: Ученикам 1 «А» класса школы №54 города Новоуральска.

От кого: От Крокодила Гены.

«Дорогие ребята! Я знаю, что вы очень добрые и отзывчивые. Мне очень нужна ваша помощь! Пропал мой друг Чебурашка. Помогите мне, пожалуйста, его найти!

С уважением, Крокодил Гена.»

Ребята, поможем Крокодилу Гене найти Чебурашку? Для этого я предлагаю отправиться в путешествие.

Хотите узнать, на чем мы отправимся? Отгадайте загадку.

« Каждый день туда-обратно
Возит грузы аккуратно.
В дождь, метель, жару, мороз
Мчит трудяга - ... » (паровоз)

А точнее, мы отправимся в путешествие на Голубом вагоне! Но Голубой вагон не может ехать без друзей-вагончиков. Собрать вагончики в состав паровозика мы сможем на станциях, на которых мы будем останавливаться и выполнять задания и заодно искать Чебурашку. А помогать нам в путешествии будет Крокодил Гена. В путь, ребята!

Первая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки называется «Повторяйкино» . На этой станции стоит вагончик, в который поселились волшебные буквы. Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.

Буквы на первом вагончике: а, о, у, э, ы, и

Прочитаем буквы на вагончике. (Дети читают: а, о, у, э, ы, и).

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить гласные звуки).

- Что можете сказать о буквах а, у, о, э, ы? (Показатели твердости согласного .)

Что можете сказать о букве и? (и – показатель мягкости согласного звука .)

Чем отличается звук от буквы? (Буквы видим и пишем, звуки произносим и слышим )

Итак, сейчас мы повторили буквы, которыми можем обозначить гласные звуки.

На этой же станции стоят еще два вагончика и Крокодил Гена предлагает нам их прочитать.

Буквы на втором вагончике: м, н, л, р, в

Прочитаем буквы на втором вагончике. (Дети читают: м, н, л, р, в).

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие согласные звуки).

- Верно, на втором вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить звонкие твердые и мягкие звуки.

Следом за вторым вагончиком следует третий, прочитаем буквы на нем.

Буквы на третьем вагончике: с, т, п, к .

- Дети читают: с, т, п, к.

- Что общего у всех этих букв? (Этими буквами мы можем обозначить глухие твердые и мягкие согласные звуки).

- Верно, на третьем вагончике у нас разместились буквы, которыми мы можем обозначить глухие твердые и мягкие звуки.

Итак, на станции «Повторяйкино» мы повторили уже известные нам гласные и согласные буквы и прицепили к составу поезда 3 вагончика, но, к сожалению, Чебурашку мы не нашли. Продолжаем путешествие на Голубом вагоне вместе с Крокодилом Геной!

И следующая станция, на которой мы остановимся в поисках Чебурашки, находится в лесу и называется «Звучная» . Чтобы получить вагончик к нашему составу, нужно выполнить задания. Первое задание – отгадать загадку.

Кто стоит на крепкой ножке
В бурых листьях у дорожки?
Встала шапка из травы,
Нет под шапкой головы. (гриб)

- Выделим первый звук в слове «гриб» и произнесем его. (Ггг)

Почему? (воздух встречает преграды – язык и зубы, не тянется).

Какой это согласный звук твердый или мягкий? (твердый)

Почему? (при его произнесении подбородок не опускается)

Как мы его обозначим на схеме? (синим цветом)

Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г]? (Он звонкий)

-

Итак, мы сегодня с каким новым звуком знакомимся? (со звуком [г])

Какой это звук? (Согласный, твердый, звонкий).

Как зовут героя, который сегодня отправился с нами в Путешествие? (Гена)

Выделим первый звук в имени Гена и произнесем его. (Г Г )

Какой это звук? (согласный)

Почему? (воздух встречает преграды – зубы и язык, не тянется).

Какой это согласный звук твердый или мягкий? (мягкий)

Как мы его обозначим на схеме? (зеленым цветом)

Какую характеристику мы еще можем дать звуку [г ]? (Он звонкий)

Почему? (При его произнесении мы слышим голос)

- Как мы обозначаем на схеме звонкие звуки? (точкой в правом верхнем углу).

Итак, с каким вторым звуком мы сегодня знакомимся? (со звуком Г )

Какой это звук? (Согласный, мягкий, звонкий).

Кто мне скажет, какова цель нашего сегодняшнего урока ? (познакомиться с новыми звуками [г] и [г ] и узнать, какой буквой их можно обозначить).

Со звуками мы познакомились на станции «Звучная» - это звуки [г] и [г ].

На этой станции мы получили еще один вагон к нашему составу поезда, но Чебурашку не нашли. Значит, вместе с Крокодилом Геной продолжаем поиски его друга.

Сейчас немножко отдохнем и поиграем в игру на внимательность.

Если я произнесу слово, в котором есть твердый звук [г] вы сделаете прыжок на месте, если я произнесу слово, в котором есть мягкий звук [г ] – вы присядете.

Слова: гриб, снеговик, гитара, беглец, гном, Гена, гость, круги, герой, глаза, ворона. (В последнем слове нет звуков [г] и [г ]. Дети должны остаться стоять на своих местах).

Нам пора снова в путь на поиски Чебурашки. Нас ждет следующая станция – «Буквенная» .

Кто из вас догадался или уже знает, какой буквой мы можем обозначить на письме новые звуки [г] и [г ]? (Буквой Г)

Скажите, почему две буквы Гг написаны на вагончике? (С заглавной буквы мы пишем начало предложений и имена, со строчной – все остальные слова и в середине слов).

Сейчас мы познакомились с буквой Г, которой мы можем обозначить звуки [г] и [г ].

Мы получили еще один вагон к составу нашего поезда, но опять не нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку.

Продолжаем поиски Чебурашки и приближаемся к станции «Слоговая» . Как вы думаете, какое задание нас здесь ждет? (Прочитать слоги с новой буквой).

Верно! Нам нужно прочитать слоги. Для этого откроем «Азбуки» на странице 96

Слоги: ГА, ГУ, ГО, ГЫ, ГИ

Продолжаем поиски вместе с Крокодилом Геной. Впереди нас ждет еще одна станция – «Закреплялка». Посмотрите на доску (на доске записаны слова – Галина, сигнал, пугало, напугало) . Как вы думаете, какое задание мы выполним на этой станции? (Прочитаем слова с буквой «г»). Чтение слов с буквой «г» с доски.

Сейчас мы прочитали с вами слоги, в которых присутствует новая буква Г. Прикрепили к нашему составу еще один вагончик, но снова не нашли Чебурашку.

А мы продолжаем путешествие. Следующая станция «Зоркая». Чтение текста. Нахождение и подчеркивание слов с буквой «г».

Эти слова нам встретятся в тексте

Подчеркните простым карандашом все буквы «г» в данном тексте.

Текст на белой доске:

Галина вырастила капусту, лук, салат, укроп и помидоры. У горки пугало. Это сигнал галкам и воронам. Пугало напугало ворон и галок.

Мы сейчас, выполняя задание на станции «Зоркая» учились находить букву «г» в тексте. Пока мы это делали, нам навстречу вышел Чебурашка!

Итак, с какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке, путешествуя вместе с Крокодилом Геной? (Со звуками [г] и [г ])

Какой буквой мы можем обозначить эти звуки? (Буквой г)

Мы проехали с Крокодилом Геной все станции, выполнили все задания, собрали целый состав поезда к Голубому Вагону и нашли друга Крокодила Гены – Чебурашку! За это нам Гена говорит «Спасибо»!

Звуки «Г», «Гь». Буква Г.
Занятие по обучению грамоте детей 5-6-ти летнего возраста.
Цели: закрепить навыки четкого произношения и различения этих звуков в слогах, словах, предложениях. Учить согласованию прилагательных с существительными; закрепить навык образования слов – антонимов; учить звукослоговому анализу слов; закрепить навыки печатания слов и чтения предложений. Развивать фонематический слух, внимание, память, логическое мышление.
Ход занятия
1.Организационный момент: садится сначала тот, кто назовет слова, в которых встречаются звуки «Г», «Гь».
2. Знакомство со звуками «Г», «Гь». Игра «Четвертый лишний»
Журавли, аисты, голуби, скворцы – голуби
Гусь, цапля, аист, орел – гусь
Пальто, иголка, куртка, блуза – иголка
Василек, одуванчик, ландыш, гвоздика – гвоздика
Характеристика звука: «Г» - согласный, звонкий, твердый
«Гь» - согласный, звонкий, мягкий.
Воспроизведение слоговых рядов
Га – гя гда – гдя гла – гля
Го – гё гдо – гдё гло – глее
Гу – гю гду – гдю глу – глю
Гы – ги гды – гди глы – гли
3. Выделение звука на слух
Ка – га – то – ге – бу – пя – гя – ви – ню – гы – ко – ву – со – гу – мо
Голос, волос, кормушка, гараж, погода, крокодил, градусник, конверт, грузовик, громоотвод, хворост, квартира, галстук…
Из рассказа «Гуси».
Галя маленькая. Галю испугали гуси. Гуси гоготали: «Га-га-га». «Не бойся, Галя, гусей! Гони их». Галя веткой гонит гусей. Гуси бегут от Гали. Галя довольна.
4. Дидактическая игра «Наоборот»
Веселый – грустный редкий – густой
Сытый – голодный мелкий – глубокий
Шершавый – гладкий тихий – громкий
5. Дидактическая игра «Один – много»
Серьга – серьги берлога – берлоги
Вьюга – вьюги дорога – дороги
Книга – книги бумага – бумаги
Нога – ноги телега – телеги
6. Согласование прилагательных с существительными.
Дети отвечают на вопрос, про что можно сказать: голубая, голубое, голубой, голубые?
7. Физкультминутка - логоритмика. Дети повторяют хором две последние строки каждого четверостишия.

Гуси.
Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый, другой белый,
Два веселых гуся. (Дети идут по кругу, взявшись за руки).

Вытянули шеи –
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее! (вытягивают шеи, машут руками).

Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке. (Потом садятся на корточки).

Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси!
Один серый, другой белый –
Гуси мои, гуси!» (Встают, прикладывают ладони к щекам и качают головой).

Выходили гуси,
Кланялись бабусе –
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе. (Наклоняются вперед).

8. Игра «Доскажи словечко».

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков….горох.

Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Целый день по пашне вскачь,
И зовется птица…грач.

Михаил играл в футбол
И забил в ворота…гол.

Лодки по морю плывут,
Люди веслами…гребут.

Я в любую непогоду
Уважаю очень воду.
Я от грязи берегусь –
Чистоплотный серый…гусь.

9.Знакомство с буквой «Г».
Перед нами буква Г
Стоит подобно кочерге.

Г схожа с цаплею по виду
И на одной ноге стоит.

Гриб стоит среди дорожки –
Голова на тонкой ножке.
Звукослоговой анализ слов: ноги, вагон.
Печатание слов: гуси, нога, губы, вагон, гудок, бумага, гамак.
Чтение и печатание предложений: Это гуси. У папы бумага.
10. Закрепление употребления уменьшительно – ласкательных суффиксов существительных –ок, -ек, -ик, -к – игра «Эхо» с мячом.
Друг- губы- угол- лист-
Пирог- газета- уголь- колос-
Стог- ноготь- пень- волос-
Луг- голубь- день- пузырь-
Сапог- ягода- дуб- куст-
Берег- огонь- дым- хвост-
Рог- голос- дом- зуб-
Круг- глаз- кот- снегирь-
Снег- утюг- конь- стебель-

11.Итог занятия.

Занятие №17 Буква и звук Г.

Организация группы.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Но сначала мы с вами должны подготовить наших помощников, чтобы произносить звуки правильно. Кто наши помощники? (губки, зубки, язычок).

Подготовительная работа: (развитие речевого аппарата)

1. Упражнения для развития артикуляционного аппарата:

«ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.

«УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.

«ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.

«ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.

«ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).

Повторение пройденного. Хоровое чтение слогов с изменением интонации голоса.

Игровой приём «Эхо». На доске надо написать слоги:

РА- ЛО –МУ – НИ

ХО –ПА –МЫ –КУ

НЫ –ПИ –МА –РУ

    Первую строчку читаем «как медвежата», вторую строчку читаем «как мышата», третью строчку читаем шёпотом.

    Первый столбик читаем «как эхо», второй столбик – «как ручеёк» (быстро), третий столбик читаем «как тигрята».

Знакомство со звуком [ г ].

Сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по стране Азбуке и по городу Буквоград , и познакомимся еще с одним его жителем. И сегодня я приглашаю вас на прогулку в лес. Но это непростой лес: в этом лесу любят гулять звуки. Готовы? Тогда в путь. Закройте, пожалуйста, свои глазки. (Звучит музыка). Представьте себе, как вы идете по тропинке. Пахнет свежей смолкой ели, поют птички. Откройте глазки. (Дети открывают глаза, на доске надпись «лес» .

Прочитайте, куда же мы с вами попали? Лес

Ой, смотрите, кто это? Появляются буквы С и З.

- Ребята, почему эти две буквы гуляют вместе? Это парные буквы С и З.

Они пошли погулять в лес Звуков. А за нити побежала буква К. Ей тоже очень хочется найти себе пару. Давайте ей поможим.

Ребята, скажите какой звук К глухой или звонкий? Дети проверяют звучание звука. Определяют, что К – это глухой согласный звук.

- Значит нам надо искать в лесу Звуков звонкий согласный, похожий на звук К. Давайте поищим его в лесу.

Появляется картинка гномика Дона.

Здравствуйте, ребята, я гном Дон. Я живу в лесу Звуков и приглашаю вас продолжить ваше путешествие вместе со мной. Я помогу вам отыскать пару звуку к. А для начала вам, ребятки, загадаю я загадки. Кто внимательным бывает, тот их быстро разгадает.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожек

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки. (Горох)

Желтая лампочка висит.
Скушать нам ее велит. (Груша )

Что за плод - шкатулочка с секретом!

Семена - стекляшки на вид,

все прозрачные, все розового цвета,

потрясешь, как странно, не звенит. ( Гранат)

С какого звука начинаются слова гриб, горох, груша, гранат, гном?

Как вы думаете, с каким звуком познакомит нас гном Дон? Зо звуком [ г].

Давайте произнесем отгадки и дадим характеристику звука [ г]. Звук согласный, твердый, звонкий звук.

Появляется картинка гномика Диня.

Ребята, а обо мне забыли? Я могу твердый звук [ г] сделать мягким. Не верите? Смотрите.

Чуры – муры, сейчас я наколдую.

Поставлю после звука [ г] звук [ и ] ,

и будет звук [ г ] мягчей травы.

А теперь давайте проверять.

Игра «Твердый - Мягкий».

Гномик предлагает нам поиграть в игру «Твердый мягкий». Для этого нам понадобятся квадратики: синий и зеленый.

Я буду произносить слова, если в этом слове вы услышите твердый звук г, то поднимаете синий квадратик, если же вы услышите мягкий звук г, то – зеленый.

Газета, гитара, гном, гиря, гость, погода, гусь, гимн, гимнастика, голубь, гора, горох,

Игра «Скажи наоборот»

Я вам буду называть слова, а вы мне будете называть слова с противоположным значением, т. е. слова наоборот. Причем, ваши слова должны обязательно начинаться со звука (г) или (г) .

Тихо, веселый, сладкий, чистые, нежные.

Вот, ребята, мы свами и нашли пару звуку [ к ]. Это звук [ г ]. Давайте их еще раз произнесем. Дети произносят звуки без и с закрытием ушей. Делают вывод какой звук глухой, а какой – звонкий. Молодцы!

Физминутка.

Ребята, гном приглашает нас пополнить его запасы грибов, т. к. у него их осталось совсем немного. Поможем ему собрать грибы на лесной полянке. Что нам для этого нужно? КОРЗИНА (Берем в руки корзинку) Тогда в путь.

Гриша шел – шел – шел,

Белый гриб нашел.

Раз грибок, два грибок, три грибок.

Положил их в кузовок.

(Дети кладут грибы в корзинку) .

Знакомство с буквой Г.

Показываю карточку с напечатанной буквой. - Это буква Г.

Какие звуки она обозначает? Твердый и мягкий звуки [ г ].

Зрительное восприятие буквы. Устное ассоциативное сравнение начертания буквы. Игровой момент «Фантазёры»:

Пофантазируйте, на что похожа буква? Предположения детей, затем сама показываю иллюстрации, сопровождающиеся стихами.

Перед нами буква Г стоит подобно кочерге.

Букву на плече носил, на лугу траву косил.

Г схожа с цаплею по виду. И на одной стоит ноге.

« Прочитай слог». Игра с детьми.

С какой буквой мы сегодня познакомились?

Сегодня к букве Г будут приходить в гости гласные буквы, которые обозначают гласные звуки.

Что образуется, когда гласные и согласные звуки встречаются вместе?

Правильно, образуется слог. Прочитайте полученные слоги.

(Один ребенок получает карточку с буквой Г, остальные дети с гласными буквами. Дети по одному подходят к ребенку, у которого в руках буква Г и читают полученный слог).

Рифмовка. Ребята, сегодня у нас рифмовка волшебная. Она о сказке. А вот о какой, вы мне сами скажите, после того как мы с вами ее произнесем. Раз, два три! Рифмовку начни!

Ги-ги-ги, ги-ги-ги дочка, братца береги!
Гу-гу-гу, гу-гу-гу я без братца не могу!
Гу-га-ги, гу-га-ли гуси братца унесли.
Орг-орг-орг Баба- яга пришла в восторг!
Ги-ги-ги, ги-ги-ги ты своему брату помоги!
ог-ог-ог, ог-ог-ог съешь ржаной пирог.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги бери братца и беги.
Га-га-га, га-га-га вот пришла Яга.
Где-где-где? Нет детей нигде. Сказка «Гуси – лебеди».

Работа с учебником.

Развитие мелкой моторики. Работа в тетрадях.

Итог. Закрепление . Игра Паровозик.

Ребята, посмотрите из Буквограда приехал паровозик. На нем приехала буква К за своей парной буквой Г. Давайте им поможем собраться в путь.

1 в.: гном, горох, груша, голубь, гусеница, гусь,

2 в: книга, тигр, ангел, игрушки, огурец, шпага,

3 в.: носорог, осьминог, стог, утюг, рог.

Цели и задачи:

Цель: познакомить со звуками [Г] и [Г’].

Коррекционно – образовательные:

Учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звуков [г] и [г’];
учить выделять их из состава слова и дифференцировать по твёрдости-мягкости;
упражнять в звуковом анализе слов;
упражнять в подборе слов-антонимов;
упражнять в употреблении глагола «мочь»;
уточнить глагольный словарь;
.

Коррекционно – развивающие:

Развивать внимание;
развивать память;
.

Коррекционно – воспитательные:

Сплочение группы;
развивать чувство эмпатии;
отработка умения согласовывать свои движения с действиями других детей, с ритмом и текстом.

Оборудование:

Сигнальные фонарики;
цветные карандаши;
интерактивная доска;
раздаточный материал;
зеркала;
ноутбук;
презентация;
ветродуйчики.

1. Вводная часть.

Приветствие. (Дети стоят в кругу, держась за руки. Вместе с педагогом проговаривают слова).

Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Назовите звуки в словах по порядку.

(Логопед дает для анализа односложные трехзвучные слова: мох, нос, пух, кит, сок, бык, вот, дым, зуб, сын, кот, сом. Дети садятся за столы.)

Артикуляционная гимнастика.

Для того, чтобы речь стала чистой и красивой, что необходимо делать? (Артикуляционную гимнастику). (Выполнение артикуляционной гимнастики.)

«Утро с котиком Музиком» (слайды 1-9)

Ларина Юлия Олеговна,
учитель — логопед МБДОУ №29,
г. Иваново

Коррекционно-развивающие задачи.

Продолжать учить ребенка произносить серию одинаковых по слоговой структуре слов.

Учить ребенка понимать и четко выполнять команды (понимание сложных инструкций).

Научить ребенка четко произносить звуки [Г], [Г], дифференцировать их на слух и в произношении.

Продолжать учить писать зрительные диктанты.

Задание 1. Взрослый предлагает ребенку повторить похожие слова (вначале по два, а затем по три) в заданном порядке:

моток — каток — поток, батон — бутон — бетон, будка — дудка — утка, нитка — ватка — ветка, клетка — плетка — пленка, тыква — буква — будка.

Задание 2. Ребенку предлагается выполнить сложную инструкцию: «Подойди к столу, возьми со стола книгу, а потом положи ее на книжную полку» и т.д.

Задание 3. Знакомство со звуком [Г]. Отгадать загадку:

Красные лапки, Щиплет за пятки. Кто это? (Гусь)

Какой первый звук в этом слове?

Взрослый показывает перед зеркалом и объясняет ребенку артикуляцию звука [Г]:

губки свободны;

кончик языка опущен вниз, а задняя часть спинки языка прикасается к мягкому небу;

горлышко «работает».

Символ звука: гусь гогочет: ГГГ....


Характерис тика звука: звук согласный (язычок создает преграду воздуху), твердый звонкий. Обозначение: синий кружок с колокольчиком.

Задание 4 . Фонетическое упражнение.

Мальчик прыгает через камешки: гоп-гоп-гоп...

Задание 5. Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук [Г]»:

м, б, г, в, г, г, п...; га, да, ма, бу, гу...; гараж, дорога, дерево, машина графин, гусь, стол.

Задание 6. Повторить за взрослым серию слогов:

гла-гло-глу-глы...; агл-огл-угл-игл...

Задание 7 . Повторить за взрослым серию слов. Какой одинаковый звук в этих словах? Какое первое слово в ряду? Последнее?

Гуси — гараж — гантели — графин — группа.

Задание 8 . Из ряда нарисованных предметов выбрать те, в названии которых есть звук [Г], определить место звука в словах (при затруднении использовать карточку и синий кружок с колокольчиком).

Задание 9. Отгадать загадки, назвать первый звук в отгадках. Придумать предложение с этими словами:

Голова на ножке,

В голове — горошки. (Горох)

Стоит под елкой крошка —

Только шапка да ножка. (Гриб)

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

Задание 10 . Добавить к целому слову первый звук [Г]. Какое слово получится?

Розы — грозы, рад — ..., речка — ..., Лина — ...

Задание 11 . Выучить чистоговорки:

Гу-гу-гу — Гале помогу.

Гу-гу-гу — гуси на лугу.

Га-га-га — зеленые луга.

Га-га-га — дайте Гале пирога,

Пирога из творога.

Задание 12. Знакомство со звуком [Г"].

Символ звука: маленькие гусята гогочут: гьгьгь....


Характеристика звука: звук согласный, мягкий, звонкий. Обозначение: зеленый кружок с колокольчиком.

Задание 13 . Дидактическое упражнение «Хлопни в ладошки, если услышишь звук (Г "]»:

гь, дь, мь, гь...; гя, дя, мя, ди, ги...; гиря, диван, мишка, Гена.

Задание 14 . Повторить за взрослым слоговой ряд:

гдя-где-гдю-гди, где-гдю-гди-гдя.

Задание 15 . Повторить за взрослым ряд слов, назвать одинаковый первый звук в словах (предварительно объяснить ребенку значение каждого слова):

гиря — гимназия — гигант — герой — гений.

Задание 16 . Выучить чистоговорки:

Ги-ги-ги — Машенька, беги.

Ги-ги-ги — мы ели пироги.

Задание 17 . Дифференциация звуков [Г] — [Р]. Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»:

гa-гя, го-...; ги-гы, гю...

Назвать первый звук в словах. Уточнить с ребенком значение слов:

газ, голова, гном, гений, гербарий, гигант.

Назвать лишнее слово в ряду (по наличию в словах звуков [Г] и [Г]):

горох, герой, гудок, гамак; Георгий, Гена, Геннадий, Галина.

Вклеить в тетрадь картинки с изображениями предметов, в названиях которых есть звуки [Г] и [Г"].

Вспомнить имя мальчика на звук [Г"] и имя девочки на звук [Г] (Гена, Галя), образовать полные и уменьшительные имена, «подарить подарки Гене и Гале».

Дидактическое упражнение «Один — много» (упражнение в словообразовании).

Обратить внимание на звуки [Г] — [Г"] в словах:

бумага — бумаги; книга — книги; дорога — дороги.

Изменить слово книга по падежам, обратить внимание, в каких словах встречается звук [Г], а в каких — [Г"]. Это (что?) — ... книга. У меня нет(чего?) — ... книги. Дам другу (что?) — ... и т.д. (упражнение в словообразовании).

Подобрать слова по первому слогу. Назвать все слова с твердым первым звуком и с мягким первым звуком.

ГА: -зета, -раж, -мак...;

ГО: -лубь, -ры, -лод...;

ГИ: -ря, -гант...

Задание 18 . В предложениях найти слова со звуками [Г] и [Г"]:

Галя и Гена едут на машине в гараж. Гена идет в магазин за горохом. Галя собрала красивый гербарий. Гога — герой, он спас голубя от голода.

Задание 19 . Знакомство с буквой Г.

Букву Г я не боюсь.

Г — не злой, а добрый гусь.

В. Ковшиков

На что еще похожа буква Г?

Игры с буквой.

Задание 20. Чтение и анализ предложения. Зрительный диктант: Вот Гога.

Случайные статьи

Вверх