Что такое душевный мир. О том, как преподобный Серафим Саровский показал мир душевный, Божий Н.Мотовилову. Роль веры в духовной жизни человека

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа - общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное - опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное - с основой на религиозные представления личности;
  3. научное - авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое - исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело - общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания – одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм - эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Ника Кравчук

Если словесно изображать портрет современного человека, то получится не очень привлекательная картинка: он постоянно суетится, спешит, думает, как заработать побольше, как все надоело, часто осуждает других и завидует. Душевный мир никак не вписывается в его расписание. Как это изменить?

«Суета сует» — один из афоризмов, которым мы обязаны Библии. Эти слова из книги Екклесиаста очень удачно характеризуют жизнь современного человека. В повседневной суете он все больше отдаляется от Бога и забывает о смысле жизни, его внимание рассеивается.

Что сделать, чтобы обрести мир в душе? Искателей легких путей придется сразу огорчить: легко не будет, но главное, что это реально.

Мир душевный — это особое состояние человека, когда он примирился с Богом и человечеством, знает цель своей жизни. Первое, что внешне отличает такого человека, — спокойствие. Оно приходит как следствие упования на волю Божью. Это осознание того, что Господь любит нас очень сильно и точно знает, что нам нужно для спасения.

Каждый день такого человека искушают самыми «изысканными» грехами, испытывают скорбями, но он все равно твердо стоит и не поддается на бесовские провокации. Он примирился с собой, Богом и человечеством. Вот несколько советов, списанных из жизни святых и людей, пришедших к Богу, которым удавалось достигнуть душевного покоя.

1. Пересмотреть всю свою жизнь и сделать генеральную уборку — исповедь

Сначала надо избавиться от того, что нас грузит, заставляет суетиться. Что человеку надо для жизни и какая высшая цель его существования? Наверняка не в том, чтобы постоянно гнаться за деньгами, заботиться о материальном благополучии, терять здоровье, зарабатывая на квартиру, машину, отпуск за границей и шмотки от мировых брендов. С таким запасом мусора в голове не обрести мир душевный.

Человек, живя в некой социальной группе, пытается соответствовать ей. Очень часто это попросту выматывает и заменяет настоящую жизнь на театр выпендривания «а кто же лучше», «и я так могу». Человек даже интересуется не тем, что ему интересно, а тем, о чем говорят в кругу его общения.

Вот и получается, что он постоянно думает о том, как все успеть, чем пропитаться, что отложить про запас, во что одеться, под каким ракурсом сфотографироваться, что о нем подумают другие. В этой суете сует нет места Богу и молитве, душевному миру, теряется смысл существования — чтобы спастись и в вечной жизни пребывать вместе с Господом.

Когда человек это осознает и захочет измениться, ему стоит пойти на исповедь и покаяться перед Богом. Но не формально, читая заготовленную шпаргалку — список грехов.

Необходимо искренне открыть свое сердце, избавить его от греховного мусора. Такая исповедь может длиться 30-40 минут, дополняться советами священника и потоком слез кающегося. После такого очищения человеку действительно становится легче, даже в голове проясняется. Но не менее важно и дальше сохранять этот порядок, ведь он после столкновения с грехом может превратиться в предыдущий хаос.

2. Фильтровать мысли и прислушиваться к голосу совести

Любой грех начинается с мысли. Каждую минуту бесы посылают человеку множество сюрпризов и наблюдают, на какую удочку он клюнет. Если научиться сразу фильтровать эти мысли, не обращать внимания на греховные, то нам удастся сохранять чистым наш рассудок.

Святые отцы советуют каждый вечер подводить итог прошедшего дня, вспоминать, чем согрешил, каяться в этом, благодарить Господа за все те милости, которые Он нам посылает. Если подступают греховные мысли или одолевают какие-то страсти, надо творить Иисусову молитву или «Богородице Дево, радуйся». Бесы не могут такое вытерпеть, и отступают.

3. Внимание к собственным грехам

Нужно очень бережно хранить то состояние душевного мира и чистоты, которое человек получил после чистосердечной исповеди и удерживает с помощью контроля над собственными мыслями.

Конечно, полностью избавиться от пороков во всех их проявлениях не удастся. Поэтому важно избавляться, пока они не одолели человека. Как только совесть дает сигнал о приближении «врага», надо сразу же преграждать ему путь. Тогда избавиться от последствий будет намного легче.

Например, дьявол искушает человека пьянством. Сначала он подсовывает ему одну рюмочку, потом вторую, третью... Если человек не видит угрозы, то в следующий раз «обстоятельства» сложатся так, что обязательно надо будет выпить «за здоровье» друзей. Потом снова найдется причина, еще, еще...

Человек даже не успеет оглянуться, как ему уже даже повод, чтобы выпить, не нужен. Он уже попросту не может не употреблять. Если раньше мучила совесть, то сейчас — невозможность похмелиться. А вот если бы человек остановился еще тогда, после первой стопочки, страсть не смогла бы овладеть им и разрушить его душевный мир.

4. «Не судите, да не судимы будете»

Один из самых больших и распространенных пороков современного человека — пустословие и осуждение. Собрались подруги вместе, надо пять часов подряд разговаривать о мужчинах, красоте, советах из глянцевых журналов, моде, о том, какие они хорошие и какие плохие все остальные. Обязательно нужно осудить подругу Дашку, которая вообще о себе не заботится, вся ушла в семью, безвкусный костюм начальницы, хама-сторожа и даже лиц с предвыборных плакатов. А как учит преподобный Серафим Саровский? «Для сохранения мира душевного… должно избегать осуждения других».

Если человек углубляется внутрь себя, видит свои грехи и пытается меняться, а не подминать всех под свои прихоти, то ему просто некогда осуждать других. Более того, он видит собственное недостоинство, осуждает самого себя и пытается исправляться, а к ближнему относится с вниманием и любовью, видит в каждом образ Божий. Если кто-то что-то и делает не так, то он, наоборот, ищет оправдания таких поступков.

5. Не рассеивайте внимание, меньше говорите о политике и меньше смотрите новости

Мирской человек не может полностью отделить себя от происходящего в стране, на континенте или даже в масштабах планеты. Но он точно нуждается в фильтрации информации, с которой приходится сталкиваться каждый день. Новости о войне, убийствах и грабежах могут спровоцировать осуждение и гнев, а темы политики и национальности не случайно включены в число вызывающих споры, ссоры и непонимание. Мир в душе? Нет, не слышал.

Очень мудрый совет по этому поводу дает схиигумен Иоанн (Алексеев): «Важнее всего стараться быть мирным, а чтобы быть мирным, не касайся никаких чужих дел, уклоняйся от разной нелепой болтовни, чтения газет и слушания новостей».

6. Желайте добра каждому человеку

Каждому человеку жизнь подарил Бог. В каждом остался отпечаток Творца. Пребывающий в гармонии с Богом любит людей и искренне желает им добра. Вот посмотрите на монахов: они всю свою жизнь посвящают служению Господу и... людям. Как? В длинных молитвах они просят Бога не только за себя, но и за все человечество.

Бесы неоднократно искушают всех самолюбием, гордостью и завистью. Мол, зачем трудиться ради других, они ведь неблагодарны! А у соседа твоего дом уютнее, жена красивее, дети воспитаннее, а ужин вкуснее. Такие мысли изнутри съедают человека.

Чтобы обрести мир душевный, надо избавиться от разрушительного негатива. Ведь можно воспитать в себе и другой способ мышления: да, значит, сосед заслужил этого, а я по грехам моим имею то, что у меня есть.

7. Во всем надейтесь на волю Божью и в любой ситуации благодарите Всевышнего

Нужно время и определенный духовный опыт, чтобы понять: благом для человека является только воля Всевышнего. Ведь Он настолько любит людей, что воплотился и ради искупления человечества принял мучительную и унизительную смерть. Бог желает спасения каждого. У Господа нет никаких меркантильных интересов (это вообще чуждо Ему).

Все, что Бог посылает человеку, служит для его спасения. Каждая ситуация, каждый встречный — это не просто так. Поэтому надо за все благодарить Господа и просить Его о том, чтобы Он научил нас искать Его волю. Разве вы не рады, когда родственники, друзья, коллеги сходятся с вами мыслями? Когда воля человека совпадает с замыслом Творца, возникает удивительная гармония, человек обретает мир душевный.

8. Учитесь терпению и смирению, помните, что перенесением скорбей очищается человек

Вы наверняка видели, какими спокойными и отрешенными выглядят монахи, особенно преклонного возраста? Разве не поражались мужеству матерей, которые видели смерть за веру своих детей?

На глазах у мученицы Софии жестоко убили трех ее дочерей — Веру, Надежду, Любовь. Каково было матери, которая носила их под своим сердцем? Но святая стяжала огромное терпение, смирение, упование на волю Творца, чтобы перенести столько скорбей. По-своему она даже радовалась за своих детей, ведь после таких мучений их ждали райские обители.

Николай Бердяев пишет о том, что война приносит человечеству пользу, в том смысле, что люди начинают понимать, что материальные блага — это отнюдь не главное, они становятся более чувствительными к человеческому горю. Перенесением таких скорбей и осознанием того, что они посланы за грехи, люди очищаются.

Но такие методы обретения мира в душе подойдут далеко не каждому. Надо иметь огромную веру и мужество, чтобы безропотно это переносить. Нужно иметь упование на Бога и понимание слов из молитвы «Отче наш»: «Да будет воля Твоя».


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще

Понятие «психика», «душа»

Психика является результатом взаимодействия мозга с окружающей средой и представляет собой особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность. Это свойство необходимо для того, чтобы ориентироваться и активно взаимодействовать с окружающей средой, а человеку еще и для управления своим поведением. И человеку, и животным психика свойственна, высшую форму психики человека можно обозначить понятием «сознание», но оно является более узким, потому что психика содержит в себе сферу подсознания и сверхсознания («Сверх-Я»).

Термин «психика», используемый в философии, психологии, медицине, достаточно сложный, и целый ряд его определений говорит только о том, что ученым однозначно сказать, что это такое, достаточно сложно. Определенно, о чем говорят ученые, так это то, что психику просто свести к нервной системе нельзя, хотя нервная система действительно является одним из органов психики. Когда деятельность нервной системы нарушена, нарушается и страдает психика.

Психика не дается в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается, так же, как человеческая душа не появляется сама собой, если ребенок изолирован от людей. Человеческая психика формируется в ходе общения и взаимодействия с другими людьми, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Все имеющиеся на сегодняшний день определения психики связаны с внутренним миром человека, его отношением к среде обитания или внешней среде. Наиболее понятное, простое и удачное определение этого сложного термина звучит следующим образом – психика есть не что иное, как субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром.

Определение

Таким образом, психика включает в себя несколько составляющих: внешний мир, природа, её отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры и способностей.

Понятие «психика» в наше время используется вместо понятия «душа». Тем не менее, в языке сохранилось достаточно много слов и целых выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, задушевный разговор и др. С точки зрения лингвистики «душа» и «психика» одно и то же. Но по мере развития культуры и науки значения этих понятий разошлись.

Каждый человек является сугубо индивидуальным феноменом, поэтому душа каждого человека представляет собой уникальные особенности его личности. Несмотря на уникальность каждого человека, все-таки можно обобщенно говорить о человеческой душе вообще. В религии и идеалистической философии, а также в психологии понятие «душа» рассматривается как нематериальная субстанция, независимая от тела, а наука определяет душу как особый внутренний мир человека. Это тот мир, в который вкладывается содержание, информационная «начинка» личности, имеющая краткое обозначение «Я». Это личное местоимение включает определенное мировоззрение, жизненные ценности, совокупность знаний и представлений об окружающей действительности. Все эти представления усваиваются человеком в процессе его взросления, обучения и практической жизнедеятельности и определяют отношение индивида к внешнему миру.

Ни философия, ни психология при рассмотрении души не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с деятельностью его мозга, поэтому человек есть душевно-телесное психофизическое существо. Душа в форме индивидуального субъекта выражается в особенностях темперамента, характера, таланта, а имея множество модификаций, отличает одного человека от другого, поэтому своеобразие душевного склада с неповторимыми чертами определяет уникальность личности. Эмоции, чувства, нравственность, законы морали относятся к сфере души. Для психологии понятие «душа» имеет принципиальную важность, это и понятно, потому что название самой науки есть не что иное, как «наука о душе».

Для людей понятие «душа» далеко неоднозначно – одни считают, что это функция мозга, для других душа рождается вместе с телом и продолжает существовать после смерти. Таким образом, человек – это синтез души, разума и тела, внутренний мир которого ассоциируется с понятием «дух».

Понятие «внутренний мир человека»

А. Мень в человеке самым главным считал то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить. Это есть психическая реальность человека, организованное содержание его психики или внутренний мир.

Еще Сократ говорил о том, что жизнь, которая не познана, не стоит того, чтобы быть прожитой.

Психологи предпринимают попытки, чтобы установить общие закономерности психологической жизни человека, но это только один из путей познания собственного внутреннего мира. Лучшим психологом этого мира является каждый человек в отдельности, потому что, осознавая себя, человек получает минимум четыре удивительные возможности:

  • Узнать себя;
  • Оценить себя;
  • Изменить себя;
  • Принять себя.

В осознавании себя огромную роль играет психология и философия, которая пытается ответить на волнующие человека главные вопросы:

  • Что есть человек?
  • Цель и смысл существования человека;
  • Роль и место человека в мире.

Вопросы психологии немного проще:

  • Устройство психики человека;
  • Психологические свойства личности;
  • Схожесть и отличие людей друг от друга;
  • Как человек думает, чувствует, действует.

Основой внутреннего, духовного мира выступает интеллект. Благодаря интеллекту человек живет, определяет свои высшие потребности, познает мир, который его окружает и себя в этом мире, формирует свои ориентиры, ставит цели и задачи.

Внутренний мир человека, таким образом, имеет сложную структуру и представлен такими элементами, как:

  • Эмоции – самый яркий компонент внутреннего мира человека. В душе человека многие переживания оставляют глубокий след благодаря испытанным эмоциям, а события, незаряженные эмоциями, забываются быстро.
  • Чувства. Они тоже являются эмоциями, но только более постоянными. Как правило, они держатся довольно долго и в меньшей степени зависят от внешней «подзарядки». Чувства могут быть связаны с конкретным человеком, предметом или каким-либо явлением.
  • Мировоззрение. Его считают главным законом формирования внутреннего мира.

К мировоззрению относятся моральные ориентиры и принципы, взгляды на жизнь. Развитие и обогащение внутреннего мира человека происходит значительно быстрее, если человек имеет целостное и логически четкое мировоззрение. Сформировать мировоззрение можно самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления.

Внутренний мир людей индивидуален и уникален и возникает в результате отражения мира внешнего. Внутренний мир человека и внешний мир тесно связаны и зависят друг от друга.

В результате проведенных исследований специалисты определили самые распространенные состояния психики человека, характеризующие его внутренний мир:

  • «Самовыражения Я» – размышления человека о самом себе. Это монолог (монологическое мышление) с преобладанием во внутренней речи местоимения Я;
  • «Размышление о другом». Данное состояние представляет собой диалог, где преобладает местоимение «ты». Состояние характеризуется одобрением себя с возможной мысленной самокритикой;
  • «Необъективированность мысленных образов». Субъект этого состояния сосредоточен на себе, своих достоинствах, причем собственные недостатки отвергаются. Другие участники воображаются в абстрактной форме, как бы держатся в голове;
  • «Планирование будущего». В этом состоянии человек осмысливает свои перспективы, ставит определенные для себя цели, размышляет над проблемами их реализации, планирует будущее;
  • «Фиксация на препятствии». В данном состоянии возникает ощущение одиночества и отвергается возможность взаимодействия в разрешении ситуации. Это происходит, потому что человек сосредотачивает или фиксирует свое внимание на каких-либо препятствиях и трудностях;
  • «Чувственное восприятие мира». Мысли озвучиваются в виде голосов, а все образы представляются очень ярко и контрастно;
  • «Фантазии». Состояние творческое, препятствия представляются несущественными, потому что выход обязательно можно найти, а цели являются вполне достижимыми. Человек чувствует себя активным и полным сил.

Становится вполне понятно, что внутренний мир человека тесно связан с миром внешним и является его отражением в индивидуализированной форме. Внутренний мир каждого человека формируется и наполняется через жизненный опыт, в процессе познания.

Что такое мир душевный? Мир в душе, тишина - это дар Божий, благодать, состояние душ праведных. Все святые за свою праведную жизнь во Христе награждались миром душевным. Простым грешникам Господь лишь изредка даёт ощутить состояние мира душевного - блаженство, которое ожидает души праведников в вечной жизни.

Вот, как описывает Николай Мотовилов момент схождения на него благодати Духа Святого с ощущением мира душевного, явленной ему по молитвам св. прп. Серафима Саровского, и как сам преподобный разъясняет, что такое мир душевный, Божий:

«- Каким же образом,- спросил я батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием!... Что же чувствуете вы теперь?

- Необыкновенно хорошо! - сказал я.

- Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей , что никакими словами выразить не могу!



- Это, ваше Боголюбие, - сказал батюшка Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: "мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победил мир".

Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и даёт Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; мир, по слову апостольскому, всяк ум преимущий. Так его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божием ...


И другие подобные небесные чувства ощутил тогда в своём сердце Николай Мотовилов, находясь в благодати Духа Святого: «необыкновенную сладость», «необыкновенную радость», «теплоту необыкновенную», «необыкновенное благоухание »…

«- Так ведь и должно быть на самом деле,- объяснил ему преподобный,- потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем , ибо Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает, и согревает нас, и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною…

У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему… Ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие
Случайные статьи

Вверх