Смысл жизни с точки зрения философии. Зачем люди живут? Философские рассуждения о смысле жизни. Что говорит литература о предназначении человечества

Министерство образования и науки Российской Федерации

Факультет Прикладной Математики и Информатики

Кафедра философии

Реферат по Философии

Тема: Философия смысла жизни

Выполнил: Штабель А.А.

Группа: ПМ-24

Преподаватель: Глухачёв В.В.

Новосибирск

Введение. 3

1.Проблема смысла жизни. 3

2.Философы Древнего Рима и Греции 4

3.Основные философские течения. 6

3.1.Экзистенциализм. 6

3.2.Нигилистские взгляды. 8

3.3.Позитивистские взгляды. 9

3.4.Гуманизм. 9

3.5.Прагматические взгляды. 10

4.Проблема смысла жизни с точки зрения религии. 11

4.1.Христианство. 12

4.2.Ислам. 12

4.3.Буддизм. 14

5.Русские философы о смысле жизни. 15

Заключение. 16

Список использованной литературы: 18

Введение.

Я выбрал именно эту тему для реферата, по той причине, что проблема смысла жизни затрагивает не только философию, но и нашу повседневную жизнь.

Многие (если даже не все) люди задумываются в определённый момент жизни, над тем, зачем же они существуют. Но вряд ли кто-то сможет точно сформулировать это и объяснить. Это знание заложено где-то в подсознании человека и, по сути, является совокупным его мнением о жизни в целом, на основании уже приобретённого им опыта. Люди могут дать ответ на этот вопрос, но только в некотором индивидуальном плане. Ведь как говорится: разные люди – разные мнения. В зависимости от классовой и религиозной принадлежности, люди имеют разные представления о смысле жизни. Однако, если взять определённую группу людей, относящуюся к одному классу одной эпохи, то их мнение будет иметь общий характер, хотя будет различаться по некоторым параметрам.

На протяжении всего существования науки Философии, её приверженцы задавались вопросом, в чём смысл жизни. И ответы на этот вопрос были различны в разные эпохи и для каждого философа в отдельности. В своём реферате я собираюсь рассмотреть и сравнить мнения философов о смысле жизни в разные эпохи существования человечества.

  1. Проблема смысла жизни.

Проблема смысла жизни самым тесным образом связана с проблемой человеческой сущности. Они пересекаются по многим критериям и зачастую даже совпадают. Ведь и та и другая имеют дело с человеком – высшим феноменом материального мира.

Сама по себе, проблема смысла жизни очень сложна - ее пытались решить многие мыслители прошлого, на протяжении всего существования человеческого общества. Она находится в центре внимания и в современной философии. Однако однозначного ответа на вопрос о том, в чём смысл жизни, пока нет. Для чего живет человек? Французский писатель и философ А. Камю в своём произведении «Миф о Сизифе» писал, что существует только один фундаментальный вопрос философии. Это вопрос о том, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить. Все остальные – имеет ли мир три измерения, руководствуется ли разум девятью или двенадцатью категориями – второстепенно. Поэтому «вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов», заключает он. Смыслу человеческого существования также посвящен ряд философских концепций. Одной из самых древнейших является концепция Экклезиаста. В ней, автор подчеркивает ничтожность человеческой жизни. Жизнь человека, по мнению автора, это бессмыслица, нелепость, чепуха. Он полагает, что и составляющие жизни – богатство, власть, любовь, труд – по сути своей так же бессмысленны, как «погоня за ветром». По существу Экклезиаст отрицал наличие у человека смысла жизни. В то же время у него были любопытные практические наставления для людей: раз небытие человека неизбежно, то остается как можно лучше использовать отпущенный нам короткий срок жизни. В этом случае, по его мнению, обретает положительное значение и творческий труд, и любовь, и богатство. Также одними из первых философов, кто задумывался о проблеме смысла жизни являлись философы Древнего Рима и Греции.

Аристотель

Многие люди задаются вопросом – в чем смысл жизни? И затем они старательно ищут ответ на этот вопрос, изучая самые разные мнения известных и не очень людей, которые можно найти в многочисленных источниках информации. А мнений на этот счет много. Кто-то видит смысл жизни в одном, кто-то в другом, а кто-то в третьем. Но в этой статье я покажу вам, уважаемые читатели, что ответ на этот извечный вопрос лежит на поверхности, он достаточно простой и очевидный и его не нужно нигде искать. Этот ответ напрашивается сам собой, нам нужно только внимательнее присмотреться к нашей жизни, и тогда мы сразу все поймем. А жизнь наша, одновременно проста и сложна – она проста по своему замыслу, но сложна с точки зрения самого процесса, когда человеку нужно не просто суметь выжить в этом далеко не самом дружелюбном мире, но и что-то после себя оставить. Вопрос лишь в том – что и зачем нам нужно после себя оставлять и как это сделать? Вот на него я и буду отвечать в этой статье, чтобы объяснить вам, дорогие друзья, в чем заключается смысл жизни человека.

Первым делом хочу сразу сказать вам, что человек, задающийся вопросом о смысле жизни – это с моей точки зрения настоящий человек, разумный человек, человек, умеющий мыслить за рамками своих животных потребностей. Животные не задаются вопросом о смысле жизни – они просто живут. Их задача заключается в том, чтобы выжить и оставить потомство, чтобы продолжить свой род. А вот человек – единственное существо на этой планете, который хочет знать – зачем ему жить, зачем ему выживать, ради чего, ради какой цели? И это очень хороший, очень правильный вопрос. Так что, друзья, задумываясь о смысле жизни – вы подтверждаете свою разумность.

Так вот, взглянув на жизнь людей, как бы со стороны и поразмыслив над ней, я пришел к выводу, что существует объективный и субъективный смысл жизни. Объективный смысл жизни выражается в том, что человеку нужно продолжить свой род, оставив после себя потомство. К этому его призывает инстинкт размножения. То есть, нам нужно продолжить род человеческий, чтобы сохранить человека как вид. На самом деле, многие наши инстинкты направлены именно на это, не только инстинкт размножения, а значит, в этом заключается объективный смысл жизни человека. Таким образом, с точки зрения природы, мы как и животные – должны выживать и размножаться, должны продолжать свой род – это наша задача. Вы спросите – зачем нам продолжать род человеческий, ради какой цели? Честно сказать друзья, я этого не знаю, и никто этого не может знать. Но, мы можем предположить, что все процессы во Вселенной происходят ради достижения какой-то конечной цели, о которой мы с вами знать не можем, потому что не должны. Наша задача – выжить. Вернее, мы должны передать свои гены потомкам, и таким образом сыграть свою роль в долгой истории эволюции. А уж для какой конечной цели нам [людям] необходимо это делать – никто не знает. О том, что мы живем прежде всего для того, чтобы обеспечить бессмертие человеческих генов, писал такой известный английский ученый, как Ричард Докинз, который в своей книге “Эгоистичный ген” очень хорошо объяснил эту мысль. Докинз писал, что главную роль в эволюции играет именно ген, а не особь и не популяция, и главная задача гена – выжить и размножиться, в условиях жесточайшей конкурентной борьбы с другими генами. На самом деле, к этой мысли приходят многие люди, задумывающиеся о смысле жизни, ведь совершенно очевидно, что независимо от наших желаний – наши инстинкты подталкивают каждого из нас к размножению. Задача – передать свои гены, стоит перед каждым из нас. Так что, повторюсь, с этой точки зрения – мы ничем не отличаемся от животных – нам нужно выживать и размножаться, чтобы продолжить жизнь нашего вида.

С другой стороны – мы все-таки хотим знать, ради какой конечной цели мы обеспечиваем бессмертие не только своим генам, но и вообще человеческим генам, мы хотим понять – в чем смысл жизни человечества в целом. Ведь как писал Виктор Франкл в своих книгах – сводя смысл жизни к продолжению рода, мы не отвечаем на этот извечный вопрос, не закрываем его полностью, а перекладываем его на своих потомков. Я с этой точкой зрения скорее не согласен, чем согласен, поскольку незнание человеком конечной цели существования и развития вообще всего во Вселенной, не оставляет вопрос о смысле жизни открытым. Я считаю, что мы, люди, промежуточные звенья в каком-то большом деле, мы часть какого-то замысла, или, возможно, часть эксперимента, проводимым кем-то, кто создал Вселенную со всеми ее законами. Это ведь возможно, согласитесь. Наша задача – сыграть свою роль в течение определенного отрезка времени в материальном мире, а возможно и в нематериальном, после чего, мы должны предоставить такую возможность другим людям – нашим потомкам. Я бы сравнил нас, людей – с отдельными кадрами фильма, которые должны сделать свою работу в течении всего лишь доли секунды, но из которых в конечном счете получается целый фильм со смыслом. Вот мы с вами – частичка Вселенского смысла жизни, и в этом заключается объективный смысл нашей собственной жизни. Таким образом, наши гены стремятся продлить свое бессмертие, а мы должны им в этом помочь, чтобы позволить им прийти к тому, к чему в итоге придет Вселенная.

Нужно ли нам знать о том, к чему стремится Вселенная, какая у нее или у того, кто ее создал, конечная цель? Не думаю, что нам это нужно знать. Я считаю, всему свое время. Возможно мы этого не узнаем, но наши потомки узнают больше, они познают мир еще лучше и поймут что-то, чего сейчас не понимаем мы. Мы с вами видим, по заложенным в нас природой инстинктам, что нам нужно выживать и размножатся, а также делать все, чтобы человечество не просто выжило, но и развивалось, значит именно это нам и нужно делать, не ломая голову над тем, чем в итоге закончится существование человечества. Это смысл нашей жизни, объективный смысл. Впрочем, поразмышлять на эту тему можно, ибо это очень интересная тема. И мы будем это делать.

Теперь давайте поговорим о более интересном – о субъективном смысле нашей жизни, то есть, о том, ради чего мы сами можем хотеть жить. Задумайтесь над тем, ради чего, ради какого дела, хотите прожить свою жизнь именно вы? Не надо искать смысла жизни – придумайте смысл сами. Сами решите – ради чего вам жить. У животных такого выбора нет – их жизнь настроена исключительно на самовоспроизводство, ради объективного смысла, то есть, ради какой-то конечной цели, к которой стремиться природа, Вселенная, и/или тот, кто ее создал. А вот мы с вами можем выбирать, чему посвятить свою жизнь, помимо основной нашей цели – продолжение своего рода. Разве это не здорово? На мой взгляд, это просто чудесно, мы с вами просто счастливчики – мы можем жить не только ради достижения какой-то неведомой нам цели, к которой стремится Вселенная, но и ради чего-то своего, что мы можем назвать – субъективным смыслом нашей жизни. А у каждого из нас могут быть свои представления о том, ради чего и для чего нам жить. Цели в жизни у нас у всех тоже могут быть разные. Так что обеспечивая бессмертие своим генам и в целом генам человечества, мы также можем пожить и для себя – реализовав себя в каком-нибудь значимом и интересном для нас деле, достигнув успеха в чем-то, что для нас важно, и таким образом оставив свое имя в истории, или просто, без всякой надежды на славу, дав человечеству что-то, что после нашей смерти будет приносить ему пользу и существовать еще очень долго. Такой подход к жизни делает ее чудовищно интересной. Мы ведь можем любую сказку сделать былью, порадовав и себя, и других.

Еще очень важно понимать, что жизнь каждого человека является по-своему уникальной, как и сам человек. Из этого следует, что каждый из нас пришел в этот мир, чтобы сыграть свою роль, чтобы сделать свой вклад в историю и развитие человечества и Вселенной. От каждого из нас есть польза, жизнь каждого человека – бесценна и имеет смысл! Поэтому какой бы вы не сделали выбор, решая, чему посвятить свою жизнь, вы в любом случае сделаете правильный выбор – вы сыграете ту роль, которая внесет свой вклад в развитие всей Вселенной. История жизни каждого человека, когда-либо жившего на земле – это бесценный опыт для Вселенной, мы все с вами являемся частью единого целого, без нас целое не может быть целым. Поэтому ваша жизнь, сама по себе, независимо от того, как вы ее проживете – имеет смысл для нас всех, так как она являются частью нас всех. Как человек не может состоять только из костей или только из мяса, так и Вселенная не может быть целостной без каждого из нас и не может развиваться без опыта каждого отдельно взятого человека. Так что жизнь каждого из вас, уважаемые читатели, бесценна! Даже если вы не сможете передать свои гены дальше и ничего за свою жизнь не добьетесь, не создадите ничего существенного – ваша жизнь не будет бессмысленной. Вы все равно сделаете свой вклад в общую историю человечества и историю Вселенной, просто он будет небольшим, важным, нужным, но небольшим. Только не забывайте о том, что вы всегда можете добиться большего, поэтому стремитесь к большему, старайтесь быть более значимым человеком, как для других, так и для самого себя.

И все же, как сделать выбор – чему посвятить свою жизнь? Полагаю, ее следует посвящать чему-то такому, что останется на века и будет служить человечеству долгие годы. Мне кажется, это оптимальный вариант для любого человека, который хочет прожить свою жизнь ярко и интересно. Сделайте свой вклад в нашу историю, дайте миру что-то, что сделает его богаче, лучше, красивее, и я вас уверяю, вы почувствуете огромное удовлетворение от своей жизни, вы почувствуете свою значимость – вы обретете смысл жизни. Каждому из нас не так уж и много отмеряно, поэтому каждая потраченная впустую минута – это потерянная частичка жизни. Поэтому не нужно ничего ждать – нужно идти и делать что-то грандиозное и выдающееся. Кто-то из нас сможет успешно передать свои гены и таким образом обрести генетическое бессмертие, а кто-то сделает что-нибудь такое для человечества, что будет напоминать о нем в течении долгих лет. Но есть и такие люди – которые просто прожгут свою жизнь и канут в лету, не оставив, ни потомства, ни каких-то значимых результатов своего труда, никакого наследия. Вот это, пожалуй, самое страшное для человека – когда в его жизни практически нет никакого смысла, когда он просто живет, чтобы прожить свою жизнь, чтобы, так сказать, отбыть номер и навсегда уйти из этого мира. Но это не судьба человека – это в значительной степени его выбор. За всех говорить не буду, ситуации разные бывают, но у многих из нас есть выбор – как прожить свою жизнь. Мы можем стремиться к тому, чтобы оставить после себя достойное потомство или какие-нибудь значимые для человечества результаты, а лучше и то, и другое, это возможно. А можем просто прожечь свою жизнь, ничем не запомнившись и не оставив после себя не только достойного, но и вообще никакого потомства.

Выше я писал, что так или иначе, мы все вносим свой вклад в историю человечества и в развитие Вселенной, поэтому в жизни каждого человека есть смысл, жизнь каждого человека бесценна. Но это не означает, что нам не нужно стремиться к тому, чтобы оставить свой след в мире. Ведь чем больше мы после себя оставим, чем больше всего хорошего успеем в своей жизни сделать, тем более удовлетворенными своей жизнью мы будем.

Так что, друзья, выбор за вами – решайте, как и ради чего вы будете жить. Будет ли для вас смыслом жизни являться следование законам природы, законам Вселенной, или если хотите, законам Бога, согласно которым вам необходимо передать свои гены максимально успешным образом, продолжив таким образом род человеческий, и/или вы решите добиться в жизни выдающегося успеха в каком-нибудь деле, чтобы что-то существенное после себя оставить людям, человечеству, всеми миру. Вам вполне по силам преуспеть и в том и в другом деле. Оставьте после себя достойное потомство и реализуйте себя в каком-нибудь важном для вас и желательно для других людей деле, чтобы оставить свой след в этом мире, и вы будете полностью удовлетворены своей жизнью, потому что в ней будет действительно большой смысл. Я желаю вам в этом удачи!


Введение

1. Эпоха Средневековья

2. Новое время

Вывод

Список источников

Введение


Каждый из нас рано или поздно задается вопросом о смысле жизни. Если вопрос о соотношении духа и природы, мышления и бытия называют основным вопросом философии, то вопрос о смысле жизни можно назвать одним из основных "человеческих" вопросов, который задает себе в той или иной степени каждый человек, не только философ. На вопрос о смысле жизни разные философские учения отвечают по-разному. Представители идеалистических концепций обращают свой взор к Богу, духу, идеям. Представители материализма же концентрируют внимание на объективной действительности и реальной жизнедеятельности людей. На мой взгляд, данный вопрос до сих пор остается открытым, т.к. каждый человек (каждая личность) должна и будет его решать по-своему. Более того, если бы каждый не отвечал бы для себя на этот вопрос, то само существование человека было бы бессмысленно.

Смысл жизни (смысл бытия) - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Разумеется, выбор смысла жизни зависит от многих факторов - объективных и субъективных. К объективным относятся: состояние войны и мира, социально-экономические отношения в обществе, сложившийся политический режим, господствующее в нем мировоззрение, и многое другое. В этом случае подразумевается необходимость ответить на вопросы: "В чем состоят жизненные ценности?", "Что является целью жизни?", "Зачем (для чего) жить?". К субъективным факторам относятся, скорее, качества личности, как индивидуума: характер, воля, практичность, рассудительность, пунктуальность и т.д.

Ввиду многогранности и неоднозначности решения смысла жизни нет точного и единогласно принимаемого ответа ни на вопрос о наличии смысла в самой жизни, ни на вопрос, в чем может быть найден такой смысл. Объектом данного исследования избраны сама категория смысла жизни и попытки поиска смысла/либо обоснования его отсутствия. Предметом исследования становятся сущностные черты проблематики поиска смысла жизни, а также различные взаимосвязи с другими категориями.

Попытаемся ответить на вопрос о наличие какого-либо смысла в жизни, сопоставив различные философские учение, известных авторов и критиков данной тематики. И все же ответить по-своему на данный вопрос.

Раздел 1. Философское видение проблемы


Понятие смысла жизни (или поиска в жизни смысла как такового) имеет место быть в любой развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписывающую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический и индивидуальный характер, хотя и обнаруживаются известные повторяющиеся моменты. Для одних поиск смысла жизни заключается в идентификации профессиональной, духовной и материальной деятельности. Другие считают его абстрактным, сугубо научным и к тому же далеким от житейских надобностей либо вовсе утратившим свою злободневность. Третьи полагают, что решать проблему смысла жизни предпочтительно исходя из собственного разумения, которого якобы вполне достаточно. Однако все же большинство и вовсе ни как не реагирует над этой проблемой, опираясь скорее на интуитивное понимание. С особой остротой человек задается вопросом при попадании его в "пограничные ситуации", такие как столкновение с тяжелыми формами болезней, с неуловимостью судьбы и со смертью.

Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной "человеческой природы", конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Великие философы - такие как Сократ, Декарт, Платон, Спиноза и многие другие - обладали четкими представлениями о том, какая жизнь "лучше всего" (более осмысленна), и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Ф.М. Достоевский по этому поводу сказал, что без твердого представления себе, для чего ему жить, человек "не согласится жить и скорее истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его все были хлебы". Преобладающим направлением античных исследований является направление "Смысл жизни - в самой жизни человека". Первоначально размытые, нечеткие контуры этого направления по мере развития философской мысли становятся все более определенными. Процесс их внутренней дифференциации постепенно приобретает все более очевидное выражение. Выделяют следующие подходы:

Человек живет, чтобы чувствовать и наслаждаться (гедонистический подход);

Человек живет, чтобы быть счастливым (эвдеменистский подход);

Человек живет, чтобы действовать (деятельностный подход);

Человек живет, чтобы страдать и быть пассивным.

Последний подход ближе к эпохе Нового Времени и философии Востока. В античности считалось, что человек - существо природное. Этим и объясняется преобладание данной парадигмы в том временном периоде: человек, подобно растению и животному, должен жить, получать удовольствие, выполнять свое предназначение - продолжать цикличность жизни. Однако, на мой взгляд, жизнь ради удовольствия содержит скорее в себе больше отрицательных сторон. Ведь бездумно предаваясь чувственным наслаждениям, без страданий и боли, человек оказывается рабом своих страстей, погоня за наслаждениями становится путем к разврату и другим порокам. Насладившись одним, человек испытывает потребность в более сильных наслаждениях, впечатлениях, которые могут быть сопряжены с затратой значительных ресурсов. Все же данная парадигма вполне имеет право на существование. Необходима лишь поправка на "духовность" наслаждений. Эпикур, например, говоря об удовольствиях и наслаждении как цель жизни человека, предлагает средство их достижения - добродетель, т.к. оно и является средством в отношении удовольствия, то необходима организация этих средств и искусное подчинение их желаний данной цели. А это и есть дело разума, задача науки и мудрости. Эпикур и Сократ единодушно признают тождество знания с добродетелью. Эпикур усматривал в знании конкретное и осязаемое благо - удовольствие. Добродетель, мудрость, знание - все они одинаково потеряли бы смысл, если бы перестали доставлять удовольствие. Никакой будущий рай на небе или блага на земле е могут сами по себе придать ей смысл. Слова А.И. Герцена явно отрицают идею поклонения кумиру прогресса, утверждая, что - "не проще ли понять, что человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился и родился (как ни дурно это слово) для настоящего, что вовсе не мешает ему ни получать наследство от прошедшего, ни оставлять кое-что по завещанию". Хотя в настоящее время нам знакомы сотни и даже тысячи примеров таких людей, которые смысл жизни видели именно в том, чтобы явится "двигателем прогресса", воплотить в жизнь что-то новое, перевернуть мир невероятными изобретением и/или, совершив невероятное открытие, переписать историю своего государства на свой лад и т.д. Разумеется, и это не должно оспариваться и подвергаться какой бы то ни было критике.


. Эпоха Средневековья


В эпоху Средневековья получает развитие парадигма "Смысл жизни - вне жизни человека". Социальным обоснованием, благоприятным для развития этой парадигмы, явилось кризисное состояние средневекового общества, препятствующая упованиям человека на общество, как надежную опору в жизни. Недовольство действительностью, осознание недолжного характера сущего может реализоваться в различных способах мировоззренческой и деятельностной ориентации, предполагающей либо примирение с действительностью, либо стремление ее изменить. И в том, и в другом случае утрата веры в силы и разум человека ведет к поискам потусторонних средств для оправдания его бытия. В качестве источника высших жизненных ценностей могут выступать Бог, идея и пр. Классическим образцом подобного истолкования мира явилось христианское учение, поддерживающее доминантную значимость этой парадигмы на протяжении всей эпохи Средневековья.

Безусловно, смысл жизни отражает взаимосвязь социального и индивидуального в личности. С одной стороны, основу для жизненных ориентиров задают нам культура и общество. Общество с детства прививает личности систему ценностей, пользуясь для этого всеми институтами социализации. При этом ценности разнятся как по иерархии, так и по сфере жизнедеятельности, к которой они относятся. Набор ценностных установок принимают различный вид в разных типах обществ на разных этапах развития.

Позже начинает развиваться подход "Человек живет, чтобы действовать". Сторонниками этой концепции выступают М. Монтень, Ж. - Ж. Руссо, П.А. Гольбах, Фейербах, Спенсер. "Смысл жизни в служении высшему существу" видели Декарт и Спиноза. Самопознание и самосовершенствование - вот истинная цель жизни человека. У Спинозы более чем у кого-либо проявляется тенденция: Бог, религия - путь к обретению человеком высшего блага - путь к самосовершенствованию человека. Здесь Спиноза выступает непосредственным предшественником немецкой классической философии с ее утверждением самопознания и самореализации. И в настоящее время это наиболее массовое направлении в сознании миллионов людей. У верующих это доминанта. Однако они ставят себе и светские цели, в том числе самосовершенствования и самореализации, правда в религиозном аспекте. "Смысл жизни - в служении идее". Эту точку зрения разделяли Т. Мор, А. Сен-Симон, Ф. Бэкон, Дж. Локк, К. Маркс. Под идеей они понимали социальное равенство, коммунизм, благополучное будущее, новую форму организации общества.


2. Новое время


В ХХ веке получает развитие парадигма "Смысл жизни - в самореализации". Особенность подхода заключается в том, что человек оказывается должным сам выработать свой смысл жизни и "сделать себя". В отличие от других парадигм она обусловливает постоянное творчество человека, направленное на становление собственной индивидуальности. Если до этого личность воспринималась как данность, то философия Нового времени считает личность сотворенной, созданной самим человеком. Личность не ищет смысл, а вырабатывает его. Этой парадигмы придерживались Н.А. Бердяев, В. Соловьев, С.Н. Трубецкой, Л.А. Шестов, а также И. Кант, Фихте. Поскольку человек по своей сути - существо общественное, поэтому и смысл его жизни может быть найдет только на пути сопряжения интересов и целей общества и личности.

Как писал Кант, существование человека "имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу".Л.Н. Толстой много размышлял над вопросом о смысле и цели жизни. В результате он пришел к выводу, что и то и другое заключается в самосовершенствовании личности. Вместе с тем он осознал, что смысла жизни отдельной личности нельзя искать отдельно от смысла жизни других людей.

Подводя итоги раздела можно сделать вывод о взаимодействии социального и индивидуального в личности в процессе обретения смысла жизни. Ведь личность впитывает базовый набор ценностей при социализации. При этом общество старается привить своим членам прежде всего ценности, способствующие поддержанию стабильности в самом обществе.

смысл жизнь философский

Раздел 2. Смысл жизни и личность


Когда встает вопрос о смысле жизни, то речь идет о жизни конкретной личности, а человек, полностью детерминированный извне, перестает быть индивидом, становясь лишь орудием реализации общественных интересов и законов. Таким образом, "в ценностной основе смысла жизни заключен не голый теоретический феномен, а жизненно важная, эмоционально приемлемая цель, которая не только объективно целесообразна, но и субъективно утверждена, либо приемлема и признана в качестве таковой".

Тесная зависимость обретения смысла жизни от принятых в обществе норм является, на самом деле, взаимозависимостью. Ведь успешный выбор смысла жизни отражается на успешности личности и её здоровье. "Люди, если они неверно понимают смысл жизни, а то и вовсе не знают, для чего живут, мало чего достигают в своих жизненных предприятиях, часто ошибаются в выборе целей и определении задач, которые ставят перед собой, не способны устоять в жизненной борьбе". Будучи неуспешными и социально нездоровыми, индивиды не способствуют успешному существованию и самого общества. Таким образом, общество заинтересовано в прививании определённого набора ценностей своим членам, ведь это обеспечивает его собственное благополучие.

В противовес можно привести мнение Камю, который выделяет смыл жизни и видении в ней абсурда, считая, что жизнь "будет прожита тем лучше, чем полнее в ней будет отсутствовать смысл. Пережить и испытать то, что тебе предложено судьбой, значит всецело ее принять. Но зная, что судьба абсурдна, ее испытаний не пережить, если не сделать все возможное, чтобы поддержать этот выявленный сознанием абсурд". Слова Ницше как нельзя точно указывают на значимость вопроса о смысле жизни для каждого человека как индивидуума, утверждая: "Тот, кто знает, зачем жить, может вынести любое…"

По мнению некоторых философов, смысл жизни заключается в творчестве. Например, Н.А. Бердяев считает, что творчество оправдывает человека, показывая, что мир не закончен, не завершен в своем творении, что он продолжает твориться. Именно творчество призвано вывести человека из состояния духовного упадка и отсутствия надежды, из состояния греховности и несовершенства. Оно зависит от человека и непосредственно связано со свободной волей. "Творческий акт человека нуждается в материи, он не может обойтись без мировой реальности, он совершается не в пустоте, не в бездушном пространстве. Но творческий акт человека не может целиком определяться материалом, который дает мир, в нем есть новизна, не детерминированная извне миром. Это и есть тот элемент свободы, который приходит во всякий подлинный творческий акт. В этом тайна творчества. В этом смысле творчество есть творчество из ничего".

Подводя итог данной главы, хотелось бы процитировать Гете: "Чтобы пирамида моей жизни, основание которой было заложено еще до меня, поднялась как можно выше". На мой взгляд, это подразумевает постоянное самосовершенствование, всестороннее развитие, постоянное использование и совершенствование уже полученных знаний и умений. Приложение не благо своей семьи, своей страны и всего человечества. Проще говоря, надо делать добро. Знания должны быть фундаментальными, а дела реальными и бескорыстными.

Вывод


Последнее десятилетие ХХ века в России было отмечено сменой ценностей, принижением ценности личности, повсеместной безответственностью. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Множественные проблемы общества являются симптомами эмоционального, интеллектуального и духовного упадка в сознании большинства россиян. Однако у нас есть надежда на по-настоящему эффективное и окончательное разрешение глобального кризиса и произойти оно должно путем радикальной внутренней трансформации человека и его постепенным восхождением к более высокому уровню осознания и зрелости. Столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести и преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими. Однако сейчас, на пороге нового тысячелетия, начали появляться люди, придерживающиеся данных идеалов. Это люди, получившие образование уже в новой России или за рубежом. Постепенно в бизнесе их становится все больше. С ними мы и связываем надежды на обновление и оздоровление нашего общества.

Проблема смысла жизни является одной из основополагающих в русле философской проблематики. Кроме того, она связана с такими значительными категориями как свобода, творчество, мораль и счастье. В зависимости от отношения к указанным универсалиям выдвигались разнообразные ответы на вопрос о наличии и сущности смысла жизни. От понимания категории смысла жизни зависит также понимание счастья человека. Поскольку счастье индивида благотворно влияет на состояние общества, можно предположить, что общество желает предоставить личности такую концепцию смысла жизни, которая бы придавала ему силы для укрепления общественного благосостояния.

Список источников


1.Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.

Трубецкой Е.Н. Смысл жизни, М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова.

Капранов В.А. Нравственный смысл жизни и деятельности человека.

Золотухина-Аболина Е.В. Философская антропология. http://www.max-scheler. spb.ru

Смысл жизни // Словарь Группы лакановского психоанализа. Санкт-Петербург, 2008

Леонтьев Д.А. Психология смысла. Смысл, 1999. - С.249-250.

Лавриненко В.Н., Ратникова В.П. Философия.

Москаленко А.Т., Сержантов В.Ф. Смысл жизни и личность.

Методология в психологии В. Франкла.

Анализ творчества Альбера Камю. http://nauka-i-religia. narod.ru

Творчество и философия Н. Бердяева. http://www.roman. by


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

С научной и философской точек зрения, определение и понятие смысла жизни подразумевают наличие определенных целей существования, индивидуального и общего предназначения человека.

Смысл бытия является основой мировоззрения, которое определяет весь путь развития морально-нравственного облика людей.

В философии

В большинстве случаев, воспринимается и позиционируется смысл жизни как философская проблема. Философы античности писали о том, что тайна существования человека заключается в нем самом, и, стараясь знать себя, он узнает окружающее пространство. Существует несколько исторически признанных точек зрения на проблему смысла:

  1. Последователи и приемники Сократа говорили: «стыдно умереть, не осознав сил своих духовных и телесных». Эпикур, исследуя тему человеческой смерти, призывал не бояться ее, ведь страх смерти по своей сути иррационален: когда наступает смерть, человека уже нет. Однако, как ни странно, отношение к смерти существенно влияет на отношение к жизни и определяет его.

  1. Проблема смысла жизни также активно обсуждалась в философии Канта. По его мнению, человек сам по себе является целью и наивысшей ценностью, он личность и единственное существо на планете, способное самостоятельно распоряжаться своей жизнью, преследовать любые цели и достигать их. Великий философ говорил, что смысл жизни человека не снаружи, а в внутри него самого: при этом, определяющим фактором есть идея, выраженная посредством нравственных законов и долгов. Кант также пытался описать, что такое «смысл». По его мнению, смысл не может существовать самостоятельно, как некий предмет реальности, он - в сознании людей и он же определяет их поведение, заставляя добровольно подчиняться законам нравственности и тем самым ставя человека на ступень выше остальных живых существ на планете. Т.е, с точки зрения Канта, предназначение человека выражается в наличии определенного мировоззрения, или религии. При этом, религию, как объяснение возникновения нашего мира, Кант отрицает – ее значимость именно в том, что она является основанием для развития человеческой нравственности.
  2. Философия Канта получила дальнейшее развитие и у других немецких классиков. По мнению Фихте, поиск смысла человеческой жизни на земле является основной задачей любого философского учения. Постижение смысла – это полное согласие личности с самим собой, которое выражается в свободе человека, разумной деятельности, развитии. Развиваясь и становясь свободной и разумной личностью, человек изменяет и совершенствует окружающую действительность.

На протяжении всей истории философии и религии предпринимались попытки найти универсальный, подходящий для каждого, смысл человеческого бытия.

Религия призывает человека готовить себя к «жизни после смерти», ведь именно за пределами «биологического» существования и начинается настоящая жизнь. С позиции добродетели, ответ на вопрос: «зачем мы живем?» очевиден: чтобы делать добрые дела и служить истине. Помимо религиозных представлений, широкое распространение имеет точка зрения, которая видит цель и смысл жизни человека в получении физических и моральных наслаждений и противоположная, которая преподносит страдания и смерть целью рождения.

В психологии

Психология также не обошла своим вниманием извечно актуальную дилемму – зачем человек живет на земле. Поиском решения проблемы «в чем смысл жизни человека» активно занимаются как минимум два направления в психологии:

  • Небезызвестный психолог и философ Виктор Франкл долгое время работал над созданием собственной школы, ориентированной на исследование человека, занимающегося поиском того, ради чего стоит жить. По мнению Франкла, цели по достижению истинного предназначения облагораживают человека, делают его более осознанным, разумным и морально здоровым. В результате своих исследований, психолог написал книгу: «Человек в поисках смысла жизни». Эта работа содержит ответы на наиболее распространенные вопросы о поиске смысла, подробно раскрывает эту тему и предлагает три пути его достижения. Первый путь направлен на постижение цели существования посредством трудовой деятельности и доведения ее до идеала; второй путь – это переживание чувств и эмоций, которые сами по себе являются смыслом; основа третьего - состоит в приобретении опыта через прохождение на жизненном пути страданий, боли, тревог и борьба с земными невзгодами.
  • Психология так же активно занималась и занимается исследованием смысла человеческой жизни в экзистенциальном направлении или логотерапии. Это направление называет человека существом, не знающим, зачем и для чего он пришел в этот мир и его цель – найти это знание. Поэтому центром логотерапии является психологический аспект этого процесса. И у людей есть всего два пути – либо, невзирая на возможные неудачи и разочарования, искать свое призвание, отвечать за свои поступки, пробовать, экспериментировать; либо – сдаться в самом начале своего пути и его жизнь пройдет, так и не прикоснувшись к осознанности.

Формы

Цели и смысл человеческого существования редко являются универсальными на всю жизнь или заключаются в одном и том же. Чаще всего, они меняются с возрастом, внутренними изменениями личности; или под воздействием внешних обстоятельств. К примеру, в подростковом и юношеском возрасте, решением задачи – в чем заключается смысл жизни ­­­­– будет являться: получение образования и необходимых навыков для старта трудовой деятельности; после 25-ти лет наиболее распространенные ответы – создание семьи, построение карьеры, улучшение материальных условий существования. Ближе к пенсионному возрасту, когда жизнь становится более осмысленной, люди озадачиваются вопросами духовного развития и религии. Для некоторых людей проблема смысла решается посредством хобби, в котором человек реализуется параллельно с перечисленными выше целями. В последнем случае, жизнь таких людей бывает более наполненной и яркой, ведь параллельно они достигают несколько целей и не бывают сильно зависимы от одной, а значит, проще переживают возможные разочарования и преграды, способны осмысливать их и двигаться дальше.

Рождение и воспитание детей является одним из наиболее распространенных видов жизненных целей и смысла жизни.

Рождение ребенка приводит к тому, что большая часть внимания родителей сосредоточена на нем: они зарабатывают, чтобы обеспечить свое чадо самым лучшим, стараются дать хорошее образование, помогают в трудные периоды, прививают правильный образ жизни. Большинство мам и пап стараются воспитать своих детей должным образом, привить им стремление жить по принципам справедливости и высокой морали. И если это удается – родители считают, что жизненный путь пройден не зря, он имел смысл в том, чтобы оставить на земле свое достойное продолжение .

Оставить след на земле – уже более редкий вариант обретения смысла. Чаще всего, на это способны люди, обладающие каким-либо редким талантом. Это великие ученые, деятели искусства, представители королевских, дворянских и др. родов, знаменитые управленцы и т.п. Однако, не все так печально.

Оставить свой след на земле может и человек, не обладающий очень ярким талантом, однако трудолюбивый, настойчивый и целеустремленный, который живет, понимая и представляя, каким может быть смысл его жизни.

Например, это воспитатель, вкладывающий душу в своих подопечных, или врач, излечивший много людей, плотник, посредством своих работ улучшающий быт людей, спортсмен, возможно не обладающий яркими способностями, но достигающий с каждым днем все лучшего результата и т.п.

Проблема достижения смысла в обществе высоких технологий

В современном мире, человечество живет в ускоренном темпе и тратит много эмоциональных и физических ресурсов на поддержание уровня жизни. Нам редко удается остановиться и подумать, в чем смысл человеческой жизни. Общество и прогресс требуют соответствовать моде, определенным нормам, формату взаимоотношений между людьми. Человек уподобляется белке в колесе, совершающей тысячи однообразных, доведенных до автоматизма движений; он не успевает задуматься над тем, чего же хочет он сам и для чего живет.

Современность характеризуется каждодневной погоней за иллюзией, фальшивыми идеалами. Культура потребления не позволяет развиваться духовно, моральная сторона современного человека становится менее развитой, приземленной и примитивной; чудо жизни превращается в обычное существование.

Естественно, люди стали чаще подвержены заболеваниям нервной системы, депрессиям, истериям и хронической усталости. Количество самоубийств за последние десятилетия выросло в несколько раз. Человеческий смысл стал дорогой роскошью.

Однако, для людей сильных духом, настойчивых и устойчивых к социальному влиянию, способных задумываться – прогресс открывает новые возможности для саморазвития и усовершенствования мира. Сейчас гораздо проще получить знания, способствующие поиску целей и смысла; проще продвигать свои собственные идеи: за них не поведут на виселицу и не сожгут на костре; технологические возможности позволяют создавать и строить новые объекты и предметы. Мы живем в относительно спокойный период и желания сохранять мирные взаимоотношения, бережно относиться к природе, находить компромиссы и духовно расти и есть цель и смысл человеческой жизни.

Смысл жизни, смысл бытиям - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»

«Что является целью жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового)

«Зачем (для чего) жить?».

Вопрос о смысле жизни - одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы, где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный для человека смысл жизни.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Вопросы о смысле жизни люди задавали и продолжают задавать, выдвигая соперничающие между собой гипотезы, философские, теологические и религиозные объяснения. Наука в состоянии ответить с определённой долей вероятности на конкретные вопросы типа «Как именно…?», «При каких условиях…?», «Что будет, если…?», в то время как вопросы типа «В чём (что является) цель (смысл) жизни?» остаются в рамках философии и теологии. Психологические причины возникновения подобных вопросов исследуются в психологии (см. также суицид). нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.

Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости. Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.

Великие философы - такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие - обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.

Случайные статьи

Вверх