Как помочь ребенку привыкнуть детскому. Как помочь ребенку привыкнуть к школе. Способы облегчения адаптации к детскому саду

Процесс протекания адаптации

Каждый ребенок реагирует на ситуацию поступления в детский сад по-своему. Кто-то из детей может сразу спокойно пройти в группу, начать играть и взаимодействовать с другими детьми, кто-то сначала только наблюдает, не принимая участие в происходящем. А кто-то из детей может и вовсе отказаться от общения, не принимая никаких предложений, уговоров и постоянно плачет без мамы.

Это поведение объясняется тремя фазами:

  1. Период дезадаптации или так называемая острая фаза. Характеризуется данная фаза частыми заболеваниями, нарушениями аппетита и сна, отказом идти в сад.
  2. Сам процесс адаптации. Характеризуется постепенным привыканием к изменившимся условиям. Поведение со временем нормализуется.
  3. Компенсация. Дети в завершающей стадии начинают вести себя уравновешенно, привыкают к режиму, их эмоциональное состояние изменяется в лучшую сторону. Длительность адаптации в среднем занимает от двух до трех четырех месяцев. Но если при посещении садика есть перерывы, то процесс адаптации может запуститься заново. В таком случае все проблемы повторятся снова.

Как привыкнуть к детскому саду: предстоящие проблемы

На процесс привыкания к детскому саду оказывают влияние некоторые факторы. Вот некоторые из них:

  • домашний режим ребенка не совпадает с режимом дошкольного учреждения;
  • присутствие нежелательных привычек, таких как укачивания при засыпании, сосания соски, бутылки;
  • неумение самостоятельно играть с игрушками, занимать себя;
  • несформированность необходимых навыков (культурно-гигиенических);
  • немаловажное значение имеет возраст ребёнка;
  • уровень здоровья и развития ребенка. Дети, которые не часто болеют, легче переносят адаптацию;
  • особенности индивидуального развития. Какой-то ребенок привыкает тяжело к детскому саду, затем поведение приходит в норму, а кто-то из детей, наоборот, в первые дни ведет себя совершенно спокойно, а затем ситуация ухудшается. Они начинают плохо есть, и часто плачут;
  • особенности биологических факторов. Например, у ребенка присутствуют заболевания, полученные задолго до поступления в сад (травмы, полученные матерью во время родов; осложнения, которые присутствовали при беременности, к примеру, токсикоз);
  • натренированность механизмов адаптации. Те дети, которые чаще бывали в гостях, в разных учреждениях, у знакомых, у родственников, долго пребывали на даче, привыкают к детскому саду лучше, чем дети, которые большую часть своего времени проводили дома.

Главной причиной тяжелой адаптации является отсутствие у малыша опыта общения с другими детьми и взрослыми. Сильнее всего в этой ситуации страдают те дети, общение которых до садика было ограничено слишком сильно. К примеру, если он общался только с мамой или бабушкой. Таким деткам намного тяжелее настраивать контакты. От ширины круга общения до детского сада зависит быстрота формирование отношения с воспитателем и сверстниками. Если малыш до садика мало общался с детьми, то большое количество ребят в группе будет его пугать, вызывать у него чувство тревоги и желание уединиться. Если у ребенка присутствует опыт общения со взрослыми, то с воспитателями ему будет намного проще установить контакт. Согласно статистике, 3 ребенка из 100 сталкиваются со сложностями адаптации именно из-за ограниченного общения в досадовский период. Чаще это единственные дети в семье, или те, которые очень часто болеют.

В каком возрасте отдать ребенка в сад

Сложнее всего привыкание к детскому саду дается детям в возрасте от 10 месяцев до 2 лет.

После 2 лет процесс адаптации протекает легче, так как детки становятся любознательными и их можно увлечь интересными занятиями и новыми игрушками. Кроме того, двухлетки лучше понимают речь взрослого и способны быстро успокаиваться.

По мнению психологов наиболее благоприятный возраст для привыкания к режиму детского сада - это 2-3 года. Именно в этот период малыши стремятся утвердить свое Я, пытаясь быть во всем самостоятельными. Данный период получил название кризиса раннего детства. Именно в таком возрасте режим детского сада может оказать благоприятное воздействие на привыкание к ранее неизвестной социальной среде и, в целом, на становление ребенка как личности.

Но также не стоит отдавать ребенка в сад в самый разгар этого периода, так как процесс может ухудшиться. В сложный период адаптации ребёнок как никогда нуждается в поддержке взрослых, их понимании, так как на его организм наваливается психическая нагрузка, плюс тяжесть адаптация к детскому саду. Поэтому желательно всё же отдать ребенка в детский сад немного позже, когда его адаптационные механизмы немного усовершенствуются.

Еще одним неблагоприятным возрастом для поступления в детский сад является возраст от 4 до 5-6 лет. Данный возраст отличается относительной стабильностью, и любое изменение привычного образа жизни может привести к отрицательным последствиям.

Начало пребывания в новой атмосфере в обществе детского сада может быть расценено как насилие над личностью и утратой индивидуальности. Детские переживания могут повлечь за собой появление таких форм поведения, как капризы, истерики, а иногда и соматические расстройства, например, появление боли в животе, увеличение температуры тела и обострении имеющихся хронических заболеваний.

Дети, попадая в непривычную среду, пытаются при помощи манипуляции вернуться к обычной домашней жизни. Происходит как бы втягивание взрослых в своеобразную борьбу между родителями и малышом, где-то они, то ребенок одерживает победу. Дошкольник действует приблизительно так: сначала в устной форме он рассказывает родителям как ему плохо в садике, если это не срабатывает, то пытается использовать такие методы воздействия, как истерика и слезы, если и они не подействует на родителей, то следующим средством будет болезнь. Но после выздоровления малыша снова отведут в детский сад, где может наступить рецидив.

Не рекомендуется отдавать ребенка в сад, если у вас появился еще один малыш. Хотя, казалось бы, для родителей это существенно облегчит жизнь. Желательно сделать это либо раньше, либо чуть позже. Старший ребёнок, увидев, что в доме появился еще один член семьи, может растолковать свое отправление в сад как изгнание, посчитать, что родители предпочли ему новорождённого. Это не только отрицательно будет воздействовать на адаптацию, но и может ухудшить отношения между детьми.


Способы облегчения адаптации к детскому саду

Для того, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, рекомендуется задолго до поступления в него начать готовить ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Делать это можно при помощи посещения детских площадок, можно так же чаще ходить в гости или самим приглашать домой людей с детьми, учить ребят коллективным играм. Ребёнок столкнется с меньшими трудностями, если сформировать у него до поступления в сад элементарные навыки самообслуживания, такие как - самостоятельно принимать пищу, пользоваться горшком и др.

Использование пустышки или бутылочки с соской может значительно ухудшить адаптацию. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, желательно заблаговременно готовить ребенка к факту поступление в сад, объяснить ему необходимость посещение данного места. Начинайте заранее рассказывать ему о детском саде, примерно за 2-4 недели. Объясняйте, что это за место и для чего ему нужно будет туда ходить, что ему будет там интересно, что он сможет многому научиться. Можно заранее посетить детский сад и познакомить ребенка с воспитателем, чтобы он не просто наблюдал нового человека, а имел возможность пообщаться и познакомиться ближе. Постоянно говорите своему малышу, что очень гордитесь им, что он уже очень взрослый и большой, так как может посещать детский садик. В присутствии ребёнка не говорите о возможных проблемах посещения садика, не вызывайте излишнюю тревогу и страх.

Старайтесь обрисовать для ребенка детский сад исключительно с положительной стороны. Нельзя говорить такие вещи, которые смогут напугать ребёнка или развить в нём чувство тревоги и страха перед неизвестным местом. Нельзя также пугать ребёнка образом воспитателя, говоря, что он будет его наказывать за плохое поведение. Категорически запрещено также говорить такие фразы, которые всерьез смогут нанести вред, например, что вы не заберете ребенка после ужина, если он будет плохо себя вести. Необходимо делать акцент на том, что ребенка никто в саду обижать не будет. Уверьте малыша в том, что бояться ему нечего. Не показывайте малышу свою тревогу за него, так как это может только усугубить его волнение, отвечайте на все заданные им вопросы. За день до первого посещения детского сада напомните ему, что завтра он пойдет в группу, и вы обязательно пойдете вместе с ним.

В целях помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, нужно приучать к нему постепенно. Правильным решением будет в первые дни оставлять ребенка только на несколько часов, время пребывания в саду лучше согласовать с воспитателем. Можно забирать ребёнка или до обеда, или, наоборот, приводить его в вечернее время, когда детей в группе становится меньше и воспитатель может пообщаться с вашим ребенком больше. С воспитателями также можно оговорить режим, к которому привык ребенок, и получить советы как лучше его скорректировать. К тому же вечернее время хорошо тем, что ребёнок увидит, как дети встречаются с родителями, может понаблюдать радость от этих встреч и избежать наблюдения тяжелых расставаний. Времяпрепровождение в саду можно постепенно увеличивать. Сначала, можно прийти за ним после обеда, затем оставить на дневной сон, на полдник и если осложнений возникать не будет, то можно вскоре перейти на обычный режим. Чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, не рекомендуется самостоятельно затягивать этот, так как ребёнок может привыкнуть к своему особому положению.

Можно взять с собой в сад какой- либо знакомый родной предмет, к примеру, любимую игрушку, напоминающую ему о доме. Игрушка будет товарищем, который «ходит в сад» вместе с ребенком. По приходу домой просите рассказать о том, как игрушке было в саду, понравилось ли, никто ли не обижал, с кем она играла и как себя вела. Ребенок ассоциативно переложит образ игрушки на себя и расскажет непосредственно о своем дне и своих впечатлениях. Приведя в сад малыша, обязательно попрощайтесь с ним, сказав, что вечером вы заберете его домой. Желательно обозначить время, в которое Вы за ним вернетесь, чтобы в течение дня малыш не переживал, постоянно выжидая, когда появится мама, а спокойно занимался и знал, когда Вас ждать. Основную трудность для родителей составляет умение держать себя хладнокровно и не поддаваться на уговоры ребенка забрать его домой, а не оставлять в саду.

Не поддавайтесь манипуляциям, нужно чтобы ваше чадо привыкло к садику, зная, что выбора нет, что посещать сад необходимо и неизбежно. Тогда он перестанет противиться и начнет искать положительные моменты в сложившейся ситуации. Сократите до минимума процесс прощания. Долгое прощание - лишние слезы. Как правило, после ухода мамы, ребенок быстро отвлекаться и успокаивается. Как вариант, можно придумать свой ритуал при уходе, например, он из группы в окно помашет вам рукой, так процесс прощания будет для ребенка менее болезненным. Обязательно похвалите малыша, когда расставание пройдет без слез и спокойно.

В принципе вы можете договориться с персоналом группы и с администрацией садика о своем присутствии в первые дни. Но здесь важно не затянуть расставание, ведь плачь ребенка, может спровоцировать вас забрать его домой. Но такое чередование пребывания в саду и дома может негативно сказаться как на самом ребенке, так и на группе в целом. Ситуация с адаптацией может только усугубиться.

В первые дни рекомендуется, чтобы забирала из сада ребенка мама. Причем, желательно приходить за ним пораньше и не опаздывать. Если большинство детей уже забрали родители, то ваш малыш может почувствовать себя забытым. И не исключено, что на следующий день расставание будет особо проблематичным.

Уделяйте достаточно времени и внимания общению с воспитателем. Интересуйтесь о самочувствии своего ребенка, о его поведении и успехах. Если у него имеется какая-либо аллергия, то об этом обязательно нужно поставить в известность персонал. Если ребенок будет хорошо контактировать с воспитателем, то это благоприятно может отразиться на его самочувствии.


Особенности поведения дома, во время адаптации к саду

Чтобы быть готовыми ко всему, необходимо знать, сколько же времени дети привыкают к детскому саду. Как правило, дети привыкают к детскому саду через 2-3 месяца. На протяжении этого времени нужно быть внимательными, чтобы малыш не решил, что с его прежней жизнью, которая была до сада, навсегда покончено.

В поведении ребенка во время адаптации может наблюдаться раздражительность, может так же наблюдаться ухудшение сна и аппетита. В это время он должен ощутить особую чуткость к себе и внимание. Дома режим дня должен стать более щадящим, а в выходные дни позвольте ребенку самому внести коррективы в свой режим, к примеру, пусть сам составит себе меню.

Интересуйтесь его занятиями в детском саду. Подробно расспрашивайте, что необычного и интересного он узнал в садике за день, чем занимались другие дети, в какие игры он играл и что больше всего понравилось. Если вы будете благодарным слушателем, то ребенку будет интересно рассказывать о садике. Сохраняйте на память все поделки и рисунки, принесенные им из садика, чтобы он знал, что для вас важно то, чем он там занимается.

Если малыш проявит желание подарить рисунок воспитательнице, поддержите его решение. Если появится желание привести товарища, с которым он подружился в саду, то можете считать, что границы жизни в саду и жизни дома теперь размыты, теперь одна является продолжением другой. Это хороший знак, это успех.

Так как, вернувшись из сада, в вашем малыше бурлят эмоции, чтобы помочь ребенку привыкнуть к детскому саду, необходимо уделить внимание созданию дома спокойной обстановки, в которой он сможет отдохнуть и побыть наедине с собой. Но так же не забывайте, что он так же скучал и по обществу родителей. Уделяйте ему необходимое количество внимания, отложите ненадолго все свои дела и просто почитайте книжку, поиграйте с ним в спокойную игру, обнимите малыша или просто поговорите о том, о чем он хочет. Если ребенок окружен дома достаточным вниманием и любовью, то и в садике ему будет комфортно.

Что делать, если ребенок отказывается идти в детский сад

Казалось бы, наконец-то наступил тот долгожданный момент, когда ваш ребенок начал спокойно посещать дошкольное учреждение. Но не всегда все так гладко и безоблачно, как хотелось бы. Бывает, что сложности наступают на 3-4 неделе после начала посещения сада. Однажды, проснувшись утром, когда нужно собираться и отправляться в детский сад, ваш ребенок ни с того, ни с сего расплачется. Может дело в том, что ночью ему приснился кошмар, а может он отказывается идти в сад из-за того, что долго болел и привык быть дома. Что же случилось?

Первые недели ребенок посещал охотно, так как ему было интересно и необычно, его окружало много всего неизведанного и нового, он радовался общению с другими детьми, его переполняла гордость за себя, что он уже большой и, совсем как мама и папа, «ходит на работу». И вдруг, по непонятным причинам, он начинает протестовать, отказывается идти в сад, плачет. Обычно подобное поведение наблюдается у детей, резко предоставленных самим себе или которых отводят с первых дней и забирают посторонние люди, у которых он на попечении. Ребенку становится понятно, что сад лишает его постоянному общению с мамой.

У многих детей, которым, в принципе, в группе уютно и комфортно, замечаются трудности именно в процессе расставания с мамой. Выйти из ситуации можно следующим образом – переложите обязанность отведения ребенка в детский сад на отца. Сообщите воспитателю о сложившихся трудностях. Попросите ее последить в течение дня за поведением Вашего ребенка. Пусть она отметит, как быстро он успокоился после ухода мамы, спустя сколько времени включился в общую деятельность. Возможно, она придумает для него какое-нибудь важное и ответственное задание, которое даст сразу, как только увидит его в группе.

Помните, что проблемы с привыканием могут возобновиться после длительного пребывания дома, например, после каникул или праздников. Проявляйте гибкость, в крайнем случае, можно поступить так же, как в самом начале адаптации – сократить ненадолго время пребывания в садике.

Постарайтесь периодически узнавать о своем ребенке у воспитательницы. Ведь в саду дети зачастую могут сказать больше, чем дома. Возможно, вы узнаете о своем ребенке чуть больше.

Как понять, готовы ли родители отдать ребенка в сад

Как же долго дети привыкают к детскому саду? Время адаптации к детскому саду – период непростой не только для детей, но и для родителей. Если спустя 2 недели ребенок все еще плачет каждый раз, идя в сад, то, скорее всего, вы поторопились, отдав его туда слишком рано. Может быть, малыш еще не «созрел» для сада. А может и сами родители «не созрели» для длительного расставания со своим чадом и своей излишней тревогой сами создают препятствия для полноценной адаптации. Поэтому родителям очень важно следить за своими чувствами, осознавая их природу.

Обязательное условие протекания адаптации – отказ о чувства предательства и вины. Если у вас есть хоть малейшее сомнение, будьте уверены, ребенок их почувствует, и ему будет в разы тяжелее прощаться с вами.

Сумев справиться с чувствами, доверив своего малыша людям, которые будут находиться с ним рядом, вы обеспечите ему комфортное пребывание в саду. Ведь сейчас только начинают закладываться адаптационные механизмы ребенка, которые он будет использовать в дальнейшем при поступлении в школу и даже во взрослой жизни.

Доверьтесь себе и миру. Научите доверять миру своего ребенка, дайте ему понять, что вокруг безопасно и интересно, тогда ваш ребенок вырастет счастливым человеком.

Психологи считают приемлемым возрастом для начала посещения детского сада 3,5-4 лет, это связано с тем, что в это время ребенок освоил навыки самообслуживание, хорошо пользуется речью, он многое понимает и с ним легче объяснятся. Сегодня мы поговорим о том, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

С какого возраста водить ребенка в сад?

Но есть и другие моменты – ребенок уже имеет устоявшиеся привычки и сформированный характер, поэтому к режиму детского учреждения ему будет привыкать очень сложно. Да и не каждый родитель может так долго сидеть дома с ребенком. В итоге большая часть детей отправляется в детский сад примерно в 2 года.

Бесспорно, в любом возрасте посещение садика является для ребенка стрессом. Все дети, начиная ходить в детский сад, должны постепенно привыкать к новым условиям. Это время называют адаптацией – это процесс перестройки организма под изменяющиеся внешние обстоятельства. Такие перемены сопровождаются большим психофизическим напряжением, ведь необходимо изменить привычный образ жизни, а для ребенка с пока неокрепшей психикой это совсем нелегко. Эти изменения связаны с такими моментами как:

  • установленный режим дня;
  • разлука с близкими;
  • нахождение длительное время в кругу ровесников;
  • на смену маме приходит абсолютно посторонний человек, которого нужно слушаться и выполнять его задания;
  • ребенку уделяется не так много внимания, как прежде.
  • В среднем дети адаптируются к детскому саду от одной до трех недель. Кому-то нужно около двух месяцев, но в итоге негативные эмоции, связанные с необходимостью его посещения, все же проходят.
  • Бывают случаи, что ребенок и за три месяца не смог привыкнуть, в этом случае можно говорить о тяжелой адаптации, и тут необходимо обратиться к психологу.

Как избежать долгой и тяжелой адаптации к детскому саду.


Не стоит оставлять ребенка в первый день более чем на час. Очень часто придя в новую обстановку ребенок чувствует себя хорошо и не торопится уйти, ведь здесь так много интересного, но уже на следующий день он не будет в таком же восторге. Поэтому рекомендуется понемногу увеличивать время нахождения в садике. Так, Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду?

В это время маме лучше находиться поблизости, чтобы в случае сильного плача забрать ребенка. Не нужно быстро убегать, важно уделить прощанию какое-то время, нежно обнять кроху, поцеловать. Сказать, что мама обязательно скоро заберет его домой, лучше обозначить событие, после которого это произойдет, после сна, обеда, прогулки.

Может ребенок «недетсадовский»?

Многие мамы очень переживают, когда наблюдают изменения в ребенке, связанные с началом посещения детского сада. Некоторые начинают думать, что ребенок не сможет к нему привыкнуть и возникает страх навредить его психики. Ниже представлены типичные перемены в характере и поведении ребенка во время адаптации:

В первые несколько дней нахождения ребенка в детском саду преобладают негативные проявления: малыш капризничает, плачет время от времени либо длительный промежуток. Он испытывает страх перед садиком, воспитателем, а больше всего, что мама его оставит.

Проявление агрессии и злости, как этап адаптации.

Так же наблюдаться злость, это может проявляться в нежелании переодеваться, ребенок может даже ударить члена семьи, который его привел.

На какое-то время ребенок может вести себя равнодушно, не проявляя никаких эмоций, быть пассивным и вялым. Это вполне естественно, ребенок скучает по маме и прежнему образу жизни. Здесь нужно терпеливо ждать, когда это пройдет и период адаптации завершится. При этом, плачь при расставании может продолжаться еще длительное время, и это не значит, что процесс адаптации сложен и будет долгим. Если через несколько минут, после ухода мамы, ребенок перестает плакать, то все идет хорошо.

Первое время ребенок не будет стремиться общаться со сверстниками, всегда дружелюбный и открытый ребенок может на время превратиться в замкнутого и напряженного. Следует учитывать, что дети в возрасте 2-3 лет не умеют играть вместе, только рядом. В этом случае, о хорошей адаптации можно говорить, когда ребенок с удовольствием общается с воспитателем, выполняет его задания, а также придерживается распорядка.

В стрессовой ситуации ребенок может на какой-то момент перестать пользоваться определенными навыками, которые уже вошли в его жизнь. Если адаптация проходит успешно, то отмечается, что ребенок вскоре не только вспоминает забытое, но и активно использует новые знания, полученные в детском саду.

Стресс, активность, плохой сон.

Некоторые дети начинают хуже говорить, из их речи исчезают какие-то слова либо они меняются. Это тоже временное явление, как только ребенок адаптируется, речь восстановится и расширится словарный запас.

Активность ребенка также может измениться, кто-то становится малоподвижным, а кто-то ведет себя через чур возбужденно. Это касается и поведения дома. Хорошо, когда возвращается нормальное поведение дома, а потом в садике.

Когда наступает необходимость остаться на сон час, ребенок не сможет сразу заснуть, сон будет чутким, малыш может просыпаться с плачем. Дома сон ребенка может стать беспокойным. Но все придет в норму, когда адаптация благополучно завершится.

Так же сначала может быть плохой аппетит. Это можно объяснить тем, что ребенок переживает стресс, а так же ему просто непривычна такая еда. Со временем ребенок начнет кушать, а это значит, что адаптация проходит нормально.

Еще одно последствие стресса – снижение защитных функций организма, что приводит к тому, что ребенок может заболеть в первый же месяц пребывания в детском саду.

Таким образом, многие появившиеся отрицательные черты характера, возникающие в период адаптации к детскому саду – обыкновенное и временное явление. Сегодня мы обсудили важную для любого родителя тему, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду. Спустя определенное время, малыш привыкнет к нему и начнет усваивать новые знания и умения.

Вхождение в детсад - очень резкое изменение жизни. И, конечно, вдумчивые родители к этому готовятся заранее.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.

Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.

· Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего возраста, наиболее благоприятным является возраст между 3 и 5 годами.

· Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. И первое, что нужно сделать, - примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, - поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним. Второе - подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им - ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого со­бытия проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

· Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.

· Когда вы подбираете детский сад, самое главное не в его внешнем виде, удобствах и красоте интерьера, а в воспитателях и ребятах. Придите в детский сад и понаблюдайте за детьми: довольны ли они, нравится ли им там. Хороший детский сад - место очень шумное. Если в течение получаса вы не услышите шума и гама, а также взрывов смеха, поищите другой садик для вашего ребенка.

· Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.

· С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.

· Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

· Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

· Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.

· Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.

· Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с ребенком найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.

· Бывает, что ребенок не принимает воспитателя: "Я не пойду к ней, она кричит, злая" и т.д. Если это повторяется каждый день, то остается только посочувствовать и попытаться перевести ребенка в другую группу. Не давайте ему страдать и общаться с неприятными людьми. "Вторая мама" для вашего ребенка должна быть похожа на вас по своим воспитательным методам, обладать способностью учитывать и понимать уникальность и индивидуальность каждого ребенка.

· Не спешите, выбирая для вашего ребенка детский сад, а будьте наблюдательны и предусмотрительны. Плохо, если придется слишком часто менять садики. Лучше если ребенок посещает все время один и тот же садик. Один раз поменять его - не страшно, но шесть или семь раз - это уже вредно.

· Не отдавайте ребенка в садик только потому, что у вас родился еще один ребенок, даже если это и облегчит вам жизнь. Ваш старший сын или дочь и без того почувствует, что в доме появился напрошенный гость, и ваше решение он непременно истолкует как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Поэтому если вы, ожидая ребенка, все же решите отдать старшего в детский сад, сделайте это заранее, до появления малыша.

· Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку - не считайте, что он заменяет се мью.


Для любой мамы, как и для малыша, выход мамы на работу и появление в семье нового человека - это стресс. И стресс этот в случае приглашения няни в семью неизбежен. Но его масштаб зависит от многих моментов, в первую очередь, от возраста ребенка, в котором это событие происходит, а также от того, насколько хорошо удалось подготовить малыша к грядущим в его жизни изменениям. Об этом мы и поговорим.

Хорошо, если у мамы была возможность не расставаться надолго с ребенком в первый год его жизни, плавно завершить кормление грудью, проводить с ним достаточно времени, откликаясь на его потребности и эмоциональные состояния. Такой сценарий позволит сформировать у ребенка базовое доверие к жизни и к миру: мама рядом, а если она иногда уходит, то потом обязательно возвращается. В таком благоприятном случае у ребенка формируется так называемая надежная привязанность.

Но, к сожалению, не всегда в жизни все происходит так гладко и благополучно. И в некоторых случаях вместо надежной привязанности возникает избегающий тип привязанности (такие дети могут почти не реагировать на уход мамы и не проявлять особой радости при ее появлении, бывают замкнуты, дистанцируются) или тревожно-амбивалентный тип привязанности (такие дети могут вести себя противоречиво, непоследовательно, например они просятся к маме на руки, однако, оказавшись у нее на руках, начинают сопротивляться и вырываться, добиваясь, чтобы их спустили с рук, бывают тревожны, назойливы). Более подробно о типах привязанности мы поговорим в следующей статье.

Если мы имеем дело с надежным типом привязанности, можно ожидать, что адаптация пройдет быстрее и легче. В случае избегающего и тревожно-амбивалентного типа привязанности у малыша придется быть деликатнее, бережнее и проявить больше терпения. Кроме того, такая ситуация может быть показанием к дополнительной работе с психологом.

Тем не менее, есть базовые принципы, которые касаются всех детей, и общие рекомендации, которые можно взять на вооружение мамам, выходящим на работу и собирающимся оставить ребенка с няней.

1) Ребенку важна предсказуемость и повторяемость. От этого зависит его ощущение надежности бытия, стабильности. Если что-то происходит не так, как он привык, это его беспокоит, вселяет тревогу. В поведении это будет выражаться в виде капризов, трудностей с засыпанием, нарушения аппетита, истерик.

2) Чтобы с появлением няни (или с подключением помощи бабушки) все прошло максимально гладко, маме необходимо некоторое время, минимум неделю, провести вместе с няней и ребенком. Сначала няня просто находится рядом, наблюдает и запоминает. Потом няня постепенно включается во все процессы, а мама остается рядом, на подхвате.

3) Необходимо очень подробно проговорить с няней все моменты распорядка дня, описать все привычки малыша. Здесь нет мелочей, здесь важно все. С какой игрушкой ребенок привык спать, какой ложкой есть, в каком порядке надевать одежду, как нужно для него резать огурец - вдоль или кружочками… Чем больше привычек останутся нетронутыми на время адаптации, тем лучше.

4) Обязательно поговорите с ребенком о предстоящих переменах. О том, зачем маме надо выходить на работу, что она там будет делать. Что в это время будет делать малыш. Кто с ним будет. Расскажите о своих чувствах, например: «Мне бы очень хотелось быть рядом с тобой, но мне пора возвращаться на работу, потому что…»; «Я, конечно, переживаю, как ты тут будешь без меня, но надеюсь, что все будет хорошо, что у нас все получится». Говорить необходимо с ребенком любого возраста, даже если вам кажется, что он еще не понимает, о чем вы ему говорите. Он поймет главное - ваши интонации, эмоции, которые вы транслируете.

5) Расскажите малышу на понятном ему языке, как будет проходить его день без мамы. Во сколько мама вернется: «После того как ты поспишь днем, съешь творожок на полдник, погуляешь с няней на детской площадке и придешь домой, - я как раз вернусь с работы». И расскажите, что приятного ждет вас вместе вечером: «Мы будем с тобой лепить из пластилина, читать про Глупого Мышонка и играть в лото».

6) Хорошо, если мама сначала будет уходить на несколько часов, потом уже на полдня и в любом случае не будет задерживаться в первое время допоздна на работе, пока ребенок не привыкнет к ее отсутствию.

7) Такие важные ритуалы как купание, чтение перед сном и укладывание не стоит делегировать няне. Это должно быть ваше время с малышом, наполненное общением, близостью и теплом.

8) Очень важна последовательность в поведении по отношению к ребенку всех взрослых, которые участвуют в его воспитании. Важно, чтобы мама и папа пришли к согласию по всем основным вопросам. Что касается няни, в большинстве случаев маме удается донести до нее свое видение ситуации и ожидать (и даже требовать) от нее выполнение принятых родителями принципов воспитания, кормления и ухода за ребенком. А вот у бабушек часто по многим вопросам бывает свое мнение. И договориться с бабушками - целое искусство. Но бабушки и их участие в воспитании любимых внуков - тема отдельной статьи. А мы вернемся к няням.

9) Новая няня может захотеть с первых дней зарекомендовать себя как специалист по раннему развитию, поразить чудесами срочного приучения к горшку, поторопиться проявить свои незаурядные таланты в приготовлении полезной пищи для вашего малыша. Или еще чем-нибудь поразить. Но сейчас совсем не подходящее для этого время. Это нужно объяснить, попросить ее не торопиться с проявлением своих талантов. Сейчас главная задача - минимум изменений, никаких нововведений, сохранение привычного укладка жизни ребенка.

10) Важно проследить, чтобы в период адаптации ребенка к няне не было никаких дополнительных стрессов, таких как переезды, прививки, введение новой пищи, изменения режима дня.

11) Если будет получаться проводить вместе хоть немного времени утром до вашего ухода, это прекрасно. Поваляться вместе в кровати, пообниматься. Вместе позавтракать. И еще немного побыть с ребенком, когда уже пришла няня. Начать во что-то играть втроем. Затем няня с малышом провожают маму и продолжают играть вдвоем или идут на прогулку.

12) Уходить лучше не тайком, не стараться отвлечь и незаметно сбежать. Это может подорвать доверие, ребенок почувствует себя обманутым, будет беспокоиться, в следующий раз постарается быть еще больше начеку, не дать себя отвлечь, будет цепляться и плакать. Лучше спокойно объяснить ребенку, куда и зачем идет мама.

13) Придумайте свой ритуал прощания. Например, накрасив перед зеркалом в прихожей губы помадой, чмокните малыша в ладошку, и он будет еще долго любоваться вашим «поцелуем». Придумайте что-то свое - позитивное, веселое.

14) Пусть у няни будет какая-то своя игра или занятие, которое очень любит малыш, но которым с ним будет заниматься только няня. Это будет исключительно ее прерогатива. Например, рисовать пальчиковыми красками. Если ребенок просит вас порисовать с ним, можно ответить так: «Нет, дорогой, это с няней. Она скоро придет, будете с ней рисовать». Тогда он будет охотнее ее ждать и радостнее встречать. И в моменты, когда малышу особенно не хочется вас отпускать, перспектива такого любимого занятия с няней может очень помочь.

15) Если ребенок не сразу с радостью встречает няню, не хочет с ней оставаться - это совершенно нормально. Но няня - живой человек, возможно ранимый, она может воспринять это на свой счет, может начать тревожиться, что «вдруг родители подумают, что она не справляется». Ее тревога и нервозность неизбежно передастся малышу, и мы получим эффект снежного кома.

Имеет смысл успокоить няню, объяснить ей, что вы понимаете, что дело не в ней. Обязательно нужно давать положительную обратную связь в тех вопросах, где, на ваш взгляд, она хорошо справляется, не забывать говорить, если вы чем-то действительно довольны. Это снизит ее тревожность, положительно скажется и на ее настроении, и на настроении малыша.

16) Эмоциональной настрой няни не стоит недооценивать. Но еще важнее чувства мамы, с которыми она уходит на работу и проводит день вдали от малыша. Если мама нервничает, тревожится, испытывает чувство вины, она будет невольно транслировать это ребенку, и такой эмоциональный фон очень неблагоприятно отразится на его поведении и настроении. Умение успокоиться, позволить себе заняться в жизни тем, что считаешь нужным и важным лично для себя и получать от этого удовольствие, пойдет на пользу не только самой маме, но и всей семье.

17) Ребенку нужна не только любящая и заботливая, но и счастливая, реализующая свои таланты, довольная собой и своей жизнью мама. Приходя домой соскучившейся, она порой может дать малышу больше, чем уставшая от рутины мама-домохозяйка. Качество времени, проведенного вместе с ребенком, важнее количества. Только будьте именно вместе, с ним и для него, не совмещая это время с просмотром телевизора, проверкой или чтением ленты в фейсбуке, а глядя в глаза своему малышу, разговаривая с ним, слушая его, обнимайте, целуйте, читайте, рисуйте, играйте, смейтесь, получайте удовольствие от общения.

Школьная жизнь начинается с праздника — букеты цветов, музыка, трогательные поздравления. Однако вслед за праздником следует очень сложный для каждого первоклашки этап: ребенок привыкает к новой школьной жизни. У ребят, ходивших в детский сад, на такое привыкание в среднем уходит около двух-трех месяцев. Для домашних детей период адаптации может растянуться на полгода-год. Все это время родителям нужно быть особенно внимательными к ребенку и постараться не совершать некоторых весьма распространенных ошибок.

Выключаем телевизор

Даже если в детском саду ребенок привык к более или менее стабильному режиму дня, за лето этот режим успевает окончательно разболтаться. И за один день перестроиться на строгий школьный распорядок дня первокласснику будет довольно сложно. Чтобы избежать подобных проблем, постарайтесь еще в середине августа установить четкий режим дня, приближенный к школьному. В этом случае детский организм сможет войти в новый ритм достаточно безболезненно. В то же время в последние летние недели нужно дать ребенку возможность хорошенько отдохнуть, вскоре его ждут серьезные нагрузки.

Когда ребенок пойдет в школу, не спешите сразу же записывать его во все существующие кружки. Это может привести к повышенной утомляемости и, как следствие, к раздражительности, проблемам со здоровьем. И постарайтесь избежать продленки, хотя бы в течение первого полугодия. В период адаптации первоклассников к школе пребывание в группе продленного дня становится дополнительным фактором физической и эмоциональной перегрузки.

Дома родителям нужно проследить за тем, чтобы ребенок как можно меньше времени проводил у телевизора. «Вреден даже телевизор, работающий фоном (а так бывает во многих семьях). В этом случае все равно создается дополнительная нагрузка на зрительный, слуховой анализаторы, и ребенок в итоге не может полноценно отдохнуть», — рассказала детский психиатр Ольга Потапенкова.

Следим за эмоциями

Чем ближе 1 сентября, тем больше волнуются родители будущего первоклашки. Но в этой ситуации им очень важно научиться контролировать свои эмоции и страхи. «Ребенок должен идти в школу с радостью, и этот настрой могут задать только родители. На практике же нередко получается, что взрослые переживают гораздо больше, чем сам ребенок, и ему в итоге передается это волнение, он тоже начинает нервничать», — пояснила О. Потапенкова. Ни в коем случае нельзя создавать ажиотаж в начале учебы, тем более впадать в панику, слезы или постоянно вести разговоры о том, как сложно сейчас учиться в школе, — у ребенка может появиться страх перед школой, боязнь неудачи. И еще один важный момент. В нашей системе образования детям в первом классе оценок не ставят, и с точки зрения психологов это очень правильно. В это время ребенку необходимо просто привыкнуть к школе, понять, что он — ученик. И очень важно, чтобы родители тоже придерживались такой тактики. Конечно, обязательно нужно внимательно слушать все, что ребенок рассказывает о школе, расспрашивать его, но при этом ни в коем случае нельзя давать его поступкам оценку. Тем более сравнивать ребенка с другими детьми, акцентируя внимание на том, что у них что-то получается лучше. Такие параллели способны лишь разуверить ребенка в собственных способностях.

Не заставляем переписывать

Обязательно давайте детям возможность отдохнуть после школы. И не полчаса-час, как делают многие мамы, а хотя бы часа два. Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужны тишина и отдых. Помните, что в течение года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4–6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти.

Часто и родители, и учителя склонны винить детей в лени. Но то, что взрослый делает автоматически, для ребенка — огромный умственный труд. Так что не спешите ругать первоклашку, по-настоящему ленивых детей очень мало. Согласно последним исследованиям физиологов, ребенок, только начинающий учиться писать, может непрерывно заниматься этим не более трех минут. А после он устает, рука начинает дрожать. Поэтому бессмысленно заставлять детей беспрерывно переписывать. От этого ребенок лучше писать не станет, зато начнет ненавидеть письмо.

«Профболезни» учеников

В списке «профессиональных» заболеваний наших школьников лидируют следующие недуги:

1. Заболевания опорно-двигательного аппарата — от нарушения осанки до сколиоза.

Способы профилактики: подбор рациональной мебели, соответствующей росту ребенка; выработка удобной позы при письме и чтении; занятия спортом, закаливающие процедуры; полноценное питание.

2. Офтальмологические заболевания, в частности, близорукость — с 1 по 4 класс у многих детей существенно снижается острота зрения.

Способы профилактики: хорошее освещение рабочего места ребенка; расстояние между глазами и рабочей поверхностью должно быть не менее 30–35 см, а расстояние до телевизора — в 5 раз больше, чем диагональ экрана; длительность непрерывного просмотра телевизора не должна превышать 20–40 минут.

3. Заболевания желудочно-кишечного тракта.

Способы профилактики: обязательный домашний завтрак перед уходом в школу; дробное питание (5–6 раз в сутки); полноценный рацион, обязательное присутствие мясных или овощных бульонов.

Как выбрать канцтовары для школьника

Как известно, школьные принадлежности могут навредить здоровью ребенка. Как этого избежать?

Ручки. Следует учесть, что детские кисти еще слабые. Поэтому ручка не должна быть слишком тяжелой или толстой. Ведь тогда у ребенка может сформироваться неправильный почерк. Специалисты советуют выбирать пластиковую ручку с резиновым ободком, из-за чего пальцы будут меньше скользить. Лучше всего при покупке дать подержать будущему школьнику этот канцтовар и определиться, удобен ли он.

Линейки. Они должны быть непрозрачными, с четко нанесенными делениями. Прозрачная линейка создаст дополнительную нагрузку на глаза, а также будет отвлекать ребенка от решения самой задачи, так как, чтобы сконцентрироваться, потребуются дополнительные усилия.

Тетради. Из желтоватой «газетной» бумаги исключите. Во-первых, буквы, написанные с одной стороны листа, будут просвечивать на другой. Во-вторых, неумелая рука ребенка может просто порвать бумагу при сильном нажиме. Но и слишком яркая, белоснежная бумага будет плохо воздействовать на глаза, в буквальном смысле слепить. Поэтому выбирайте тетради с матовыми листами высокого качества.

Рюкзак. Вес самого ранца не должен быть больше 500–900 г. Итоговый же вес содержимого портфеля не должен превышать 2 кг.

Лучше выбирать ранец с ортопедической спинкой — с мягкими «подушечками» из «дышащих» материалов. Лямки должны быть не уже 4–8 см, а дно жестким, держащим форму. Да и сам ранец хорошо бы выбрать потверже, чтобы содержимое не мялось, а на спину было меньше нагрузки, так как вес распределится более равномерно.

Ориентируемся на запах. Есть общее правило, которого специалисты рекомендуют придерживаться при покупке любых товаров для ребенка, в том числе канцелярских и рюкзака. Попытайтесь принюхаться к ним сами, и пусть это сделает ваш ребенок. Если вы почувствовали какой-то неприятный запах или чрезмерный «аромат» химии, от такого товара лучше отказаться.

Вверх — Отзывы читателей (1) — Написать отзыв — Версия для печати

вася 15 ноября 2011, 21:00:00


Выскажите своё мнение о статье

Имя: *
E-mail:
Город:
Смайлики:
Случайные статьи

Вверх