Кафедра современной отечественной истории и историографии омгу - мамонтова. Коммуникативное пространство отечественной исторической науки на рубеже xix–xx вековcommunicative space of historical discipline in russia in the late xixth – early xxth c

В Абакане, Петрозаводске, Саратове, Тамбове, Искитиме и в других городах виртуальных филиалов Русского музея в «Ночь кино» 24 августа состоится премьера фильма «Вильгельм Котарбинский. Искусством... мечтать»
  • 22.08.2019 Документальные ленты о русских художниках начнут показывать в субботу, с 16:00 в конференц-зале Инженерного корпуса (Лаврушинский переулок, дом 12)
  • 21.08.2019 Вертолет, на котором он летел, задел линии высоковольтных передач и рухнул в море. Пассажиры и пилот погибли
  • 19.08.2019 Это те же, что ранее сделали носки «Третьяковский авангард» с супрематическими композициями. В новой серии St.Friday Socks замахнулись на русскую классику из учебников. Она так и называется: «Хиты Третьяковской галереи»
  • 16.08.2019 Памятник «Первым строителям Петербурга», установленный на месте старых православного и немецкого кладбищ в 1995 году, фактически наполовину разрушен. Его хотят восстановить, но мешает правовая неопределенность
    • 19.08.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это восемь живописных работ, восемь листов оригинальной и два - печатной графики и две работы в смешанной технике
    • 16.08.2019 В этот раз, напомню, кроме 20 лотов регулярных торгов, мы выставляли дополнительно 11 произведений в рамках кураторских торгов «Русская классика»
    • 13.08.2019 17 августа в «АртЛитфонде» на Винзаводе состоится очередной аукцион современного искусства, в котором примут участие 136 художников и их 200 живописных, графических и скульптурных работ
    • 13.08.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это десять живописных работ, пять листов оригинальной и один - печатной графики, три работы в смешанной технике и одна фарфоровая тарелка. Плюс 11 лотов «Русской классики»!
    • 09.08.2019 Продано 9 из 20 лотов - 45 %. Произведения живописи и графики отправятся к новым владельцам в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург
    • 13.08.2019 Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
    • 09.08.2019 По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
    • 27.06.2019 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
    • 13.06.2019 Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
    • 06.06.2019 Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн

    Мамонтовы удивительная купеческая династия. Торгово-промышленную жизнь России рубежа XIX-XX веков вполне можно представить себе без Мамонтовых, а вот культуру невозможно.

    Из крестьян в купцы

    Павел Бурышкин , купец и летописец московского купечества, писал:

    «Мамонтовская семья была очень велика, и представители второго поколения уже не были так богаты, как их родители, а в третьем разбазаривание средств пошло еще далее».

    В конце XVIII века крестьянин Федор Мамонтов сколотил состояние на винном откупе. Его сыновья – Иван и Николай стали основателями двух ветвей семейства Мамонтовых .

    Старший сын, Иван, переехал из Мосальска в Шадринск, а позже в Ялуторовск, где свел знакомство с определенными на поселение декабристами.

    «Художники в в Абрамцеве» 1888 г. С. С. Мамонтов, М. А. Мамонтов, Ю. А. Мамонтов. Сидят: В. А. Серов и С. И. Остроухов.

    Но маленький сибирский город Ивану Федоровичу был тесен. Он наладил торговлю в Чистополе, а после – в Орле и Пскове, и в 1849 году переехал в Москву вместе с женой и шестью детьми. В 1850-х годах Иван Федорович приобрел имение в Кирееве, которое впоследствии стало родовым гнездом Мамонтовых .

    Иван Федорович постарался дать своим детям достойное образование. Без этого они не были бы приняты в московском обществе как равные. Кроме того, дети Ивана Федоровича имели возможность общаться с художниками, музыкантами, инженерами и учеными, которых привечали в доме Мамонтовых.

    Иван Федорович Мамонтов. Фото, 1860-е.

    В 1858 году Иван Федорович стал компаньоном Федора Чижова , который строил первую в России частную железную дорогу из Москвы до Сергиева Посада. Открытие ее состоялось в августе 1862 года. Через шесть лет было начато строительство отрезка дороги до Ярославля. Однако Мамонтов умер в 1869 году, не дожив до окончания строительства.

    Савва великолепный

    Акции на железные дороги Ивана Федоровича унаследовал его третий сын – Савва . Образованный и решительный молодой человек легко освоился в новой для себя сфере.

    В Савве Мамонтове удивительным образом сочеталась прагматичность дельца и страстность натуры артиста, творца. Еще будучи студентом, он проявлял интерес к театральным постановкам. Отец эти увлечения не поощрял, был даже строг с сыном, но ничего этим не добился.

    В Италии Савва Иванович учился оперному пению. Потом оказалось, что у него талант к скульптуре. Увлекаясь искусством, Савва не бросил семейное дело и преумножил доставшееся от отца состояние. По его инициативе были построены отрезки пути до Костромы, и дальше до Архангельска; он соединил железными дорогами Донбасс и Мариуполь; выкупал, строил и реконструировал заводы, став одним из богатейших и уважаемых людей Москвы .

    Но Савва вкладывал деньги не только в промышленность. Он был меценатом. В 1870 году С. Иванович приобрел имение в Абрамцеве, где жили и творили Репин Илья Ефимович, Поленов, Антокольский, Левитан, Васнецов, Нестеров, Врубель, Коровин. В «Частной опере» Мамонтова пели Шаляпин и Таманьо, дирижировал Рахманинов, а декорации создавали Васнецов и Врубель. Савва Иванович принимал в работе труппы деятельное участие. Сам Станиславский считал его своим учителем.

    Мамонтов получил прозвище Савва Великолепный , по аналогии с Лоренцо Великолепным , знаменитым покровителем искусств эпохи Возрождения.

    Однако Мамонтов-коммерсант утратил тягу к масштабным и рискованным проектам. Особенно это касалось ж/д. Он решил создать концерн, чтобы объединить в одном весь цикл: от производства техники с рельсами до строительства самой дороги.

    На этом магнат-меценат и погорел. И даже оказался под арестом по обвинению в незаконной передаче средств из одного предприятия в другое.

    Суд оправдал Мамонтова, но на свободу он вышел банкротом. Принадлежащие ему железные дороги отошли казне именно этого и добивалось государство, когда затевало судебный процесс над Мамонтовым. Его особняк со всеми произведениями искусства был продан с торгов. Последние годы Савва жил скромно – занимался художественной керамикой. Умер в 1918 году.

    Прекрасная Маргарита

    Савва Иванович, конечно, самый известный из Мамонтовых. Однако среди династии были и другие люди, достойные упоминания. Например, Маргарита Морозова – двоюродная племянница Саввы Ивановича.

    Ее отец, Кирилл Мамонтов, в торговле ничего не смыслил. Он довольно быстро растратил и проиграл в рулетку полученное наследство, после чего покончил с собой. Но мать Маргариты самостоятельно вырастила двух дочерей. О роскошной жизни речи не шло: семья жила скромно и замкнуто, пока девушки не выросли. Когда они начали выезжать в свет, Маргарита Кирилловна сразу снискала себе славу первой красавицы Москвы. Ей было восемнадцать, когда она вышла замуж за Михаила Морозова , обладателя многомиллионного состояния, представителя не менее известной купеческой династии.

    Жизнь в браке оказалась не слишком счастливой, но после смерти мужа Маргарита Кирилловна почувствовала себя свободной и самостоятельной. Она, кстати, смогла значительно увеличить оставшееся от Михаила Морозова состояние.

    Маргарита Кирилловна покровительствовала многим одаренным людям своего времени. Особенно близкие отношения сложились с композитором Александром Скрябиным , который некоторое время просто жил на ее деньги. Также в своем салоне она принимала многих деятелей культуры, политики и науки: была музой Андрея Белого , дискутировала с Павлом Милюковым , дружила (и имела любовную связь) с философом Евгением Трубецким .

    Морозова открыла издательство, помогала выпускать журналы, жертвовала средства на постройку больниц, приютов и школ.

    Ее удивительная жизнь круто изменилась после революции. Все имущество было национализировано. До тридцатых годов Маргарите с сестрой Еленой позволили оставаться в доме, в котором Морозова жила до этого. Только занимали они две подвальные комнаты. А потом их лишили и этого.

    Маргарита Кирилловна прожила долгую жизнь, но эмигрировать, как это сделали ее дети (все, кроме сына Михаила ), так и не захотела. Она умерла в нищете в 1958 году, не успев дописать мемуары, на гонорар от публикации которых так рассчитывала.

    Бесценное наследство

    Стоит сказать немного и про Анатолия Мамонтова , старшего брата Саввы Ивановича. Он женился без ведома отца, из-за чего не общался с семьей долгие годы. Но и без финансовой поддержки смог организовать свое предприятие: в 1866 году открыл типографию, а потом и несколько книжных магазинов, держал склады.

    Он много сделал для совершенствования технологии печати, в особенности по части иллюстраций. Как и Савва, Анатолий дружил с художниками, портреты его дочерей писали Васнецов, Репин, Серов.


    Кабинет С. Мамонтова в доме на Садовой-Спасской. Слева-направо: В. Суриков, И. Репин, С. Мамонтов, К. Коровин, В. Серов, М. Антокольский. 1880-е.

    Еще одной деятельной личностью была Мария Мамонтова , по мужу – Якунчикова , племянница Саввы Ивановича. Она помогла пережить голодную зиму 1891 года жителям Тамбовской губернии, а в селе Соломенки организовала швейную мастерскую, дав работу почти сотне женщин. Продукция ее мастерских русские наряды, вышивки, кружева восхищала иностранцев и даже удостоилась награды на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. В эмиграции Мария Федоровна стала членом Союза ревнителей памяти императора Николая II.

    Между прочим, Мамонтовы в какой-то степени связаны с царской семьей. Сергей Мамонтов, дирижер сначала «Частной оперы» своего знаменитого дяди, а потом и Большого театра, был первым мужем Натальи Шереметьевской , которая впоследствии стала морганатической женой князя Михаила Александровича (сын Александра III и брат Николая II).

    Какой бы путь ни выбирали Мамонтовы, практически все они были натурами одаренными, страстными, не чуждыми даже некоторого авантюризма. Они оставили нам в наследство бесценные сокровища, которые без них вряд ли увидели бы свет картины, стихи, музыку. Все то, что помогает человеку духовно развиваться и находить свое место в этом мире.

    Книгоиздатель, типограф, переводчик, владелец книжных магазинов в Москве. Старший брат .

    Анатолий Иванович Мамонтов родился в 1839 году в Ялуторовске, в состоятельной семье купца и предпринимателя, потомственного почетного гражданина Ивана Федоровича Мамонтова (1802-1869) и Марии Тихоновны Лахтиной (1810-1852). У Мамонтовых было восемь детей, двое из которых умерли в детском возрасте. Анатолий был третьим ребенком в семье. В Ялуторовске в доме Ивана Федоровича бывали ссыльные декабристы, с которыми он был дружен. В 1849 году семья переехала в Москву, где Анатолий начал учиться во 2-й гимназии на Елоховской улице. После окончания гимназии он поступил в Московский университет на естественное отделение физико-математического факультета, который окончил в 1860 году действительным студентом (без защиты дипломной работы).

    После учебы уехал в Европу, где в Италии познакомился с певицей Марией Александровной Лялиной, дочерью коллежского асессора. В 1864 году в Милане состоялся их брак, который не был одобрен отцом. С двадцатилетнего возраста, лишенный поддержки отца, вынужден был жить самостоятельно. Проживал в это время в Москве в Камергерском переулке.

    В 1862 году Анатолий Иванович занялся издательской деятельностью. Он арендовал на трехлетний срок одну из лучших московских типографий - типографию Лазаревского института восточных языков. Через год им было основано собственное издательство.

    С 1864 года действовала созданная А. И. Мамонтовым женская типография, существовавшая в форме коммуны.

    В 1871 году он приобрел в собственность каменные палаты Головина в Леонтьевском переулке. По заказу Мамонтова архитектор Гартман перестроил фасады палат, оформив их в псевдорусском стиле. В зданиях жила семья Анатолия Ивановича, там же разместилась типография и магазин книг и игрушек «Детское воспитание». С этого времени семью Анатолия Ивановича многочисленная родня стала называть Мамонтовы - «Леонтьевские».

    В 1892 году А. И. Мамонтов учредил акционерное общество «Товарищество типографии А. И. Мамонтова». Были открыты новые книжные магазины на Неглинке, 19 и Рождественке, 8.

    Главным направлением деятельности Мамонтова стало издание учебной, научно-популярной, справочной литературы. Особое внимание также уделялось художественной и детской литературе, а также альбомам по искусству, каталогам, репродукциям. Просветительская деятельность Мамонтова-издателя была высоко оценена современниками.

    А. И. Мамонтов поднял типографское дело на высокий технический и художественный уровень. В его типографии стали использоваться наиболее совершенные на тот момент скоропечатные машины. Он одним из первых в России начал внедрять новые приемы печати в своей продукции, в первую очередь, чтобы улучшить качество иллюстрированных изданий. Для этого он использовал хромо-цинкографию, литографию, фототипию, гелиогравюру.

    Большое значение издатель Мамонтов придавал художественной стороне издательского дела. Для оформления своих изданий он привлекал знакомых художников - В.А. Серова, и А.М. Васнецовых, И.Е. Репина , А.С. Степанова.

    В издательстве Мамонтова на протяжении 1895-1899 годов выходил богато иллюстрированный детский журнал «Детский отдых», который редактировала Мария Александровна, супруга Мамонтова. В журнале публиковались лучшие образцы русской и зарубежной художественной литературы для детей, научно-популярные материалы, публицистика. Был также практический отдел с детскими играми, сценариями праздников, развивающими заданиями. В слове к читателям первых номеров было сказано, что новая редакция «обратит особое внимание на отдел, посвященный искусству во всех его отраслях, а также расширит отдел детских игр, занятий и работ», стараясь содействовать развитию в юных читателях «самостоятельности, интереса к знанию, художественного чутья и любви к родине».

    Как приложение к журналу была выпущена детская книжная серия «Десять чтений по литературе». Для совсем маленьких выходила «Библиотека-крошка», включавшая одиннадцать книг.

    В 1895 году в мамонтовском издательстве вышел сборник басен Крылова с иллюстрациями В.А. Серова. В 1899 году было напечатано трехтомное собрание сочинений с иллюстрациями В.М. Васнецова, М.А. Врубеля, К.А. Коровина, и других художников, ставших хрестоматийными.

    В 1900 году был издан комплект крупноформатных репродукций картин В.М. Васнецова. Комплект, состоявший из 15-ти листов, сопровождался подборкой сочинений русских писателей и поэтов, летописей, былин и народных сказок.

    В 1896 году в издательстве Мамонтова выпускался иллюстрированный научно-популярный альманах «Искусство и наука».

    Особое место в ряду изданий А. И. Мамонтова занимала детская книжная серия «с картинками в красках с золотом» по акварелям С.В. Малютина. Пять книг этой серии, а также ряд других изданий А.И. Мамонтова в 1900 году были отмечены Серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже.

    А. И. Мамонтов в своей типографии печатал каталоги частных собраний и галерей. Качество их полиграфии было одним из лучших в России. Каталог Третьяковской галереи 1887 года вышел в типографии Мамонтова. Там же в 1896 году был напечатан «Обзор первой выставки картин художников исторической живописи в Императорском Российском Историческом музее в Москве».

    Отдельно стоит отметить высочайшее качество переплетных работ мамонтовской типографии: оформление обложек мамонтовских изданий и по дизайну, и по используемым материалам было одним из лучших в стране.

    Анатолий Иванович Мамонтов был известен и как переводчик. В 1897-м и 1901-м годах в его типографии вышел перевод «Фауста» Гете, выполненный самим издателем.

    При магазине «Детское воспитание», который был всецело детищем супруги А. И. Мамонтова, ею же была открыта столярная мастерская, тесно сотрудничавшая с аналогичной столярной мастерской Е.Г. Мамонтовой в . В мастерской производили оригинальные детские игры и игрушки, отличавшиеся высоким художественным уровнем и качеством исполнения. Предположительно, именно в мамонтовской мастерской в Леонтьевском переулке токарем В.П. Звездочкиным была выточена первая русская кукла-матрешка, расписанная художником С.В. Малютиным.

    Семья Анатолия Ивановича была дружна со многими известными русскими художниками, литераторами, театральными деятелями. В их доме принимали множество гостей, Мамонтовы - «Леонтьевские» жили открыто и хлебосольно. Известны портреты дочерей Анатолия Ивановича - Людмилы, Прасковьи, Натальи, Татьяны, с любовью написанные В.А. Серовым и В.М. Васнецовым.

    У А.И. Мамонтова и М.А. Лялиной был счастливый брак, они воспитали семерых детей. После рождения внуков Иван Федорович Мамонтов простил сына и возобновил отношения с ним. Овдовев, в 1904 году А.И. Мамонтов повторно женился на М.М. Городецкой, но этот брак оказался недолгим.

    В издательской деятельности помощником отца и его преемником стал сын Михаил Анатольевич Мамонтов.

    В октябре 1905 года от последствий перенесенного тяжелого инсульта А.И. Мамонтов умер. Его прах захоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.


    Корзун В.П. | Алисов Д.А. | Бычков С.П. | Волошина В.Ю. | Кожевин В.Л. | Лаборант | Гайлит О.А. | Мамонтова | Рыженко | Кузнецова | Шепелева В.Б.

    Мамонтова М.А.

    Мамонтова Марина Александровна

    В 1992 г. окончила среднюю школу №18 с отличием.

    В 1992 г. поступила на I курс исторического факультета Омского государственного университета. Во время учебы в университете занималась изучением вопросов этнографии (миграционные волны немцев Сибири) и историографии (творчество и судьба С.Ф. Платонова). В 1997 г. с отличием окончила исторический факультет Омского гос.университета по специальности “Историк”.

    С 1997 по 2001 гг. обучалась в заочной аспирантуре Омского государственного университета. С 1997 г. ассистент, с 2003 г. старший преподаватель кафедры современной отечественной истории и историографии Омского государственного университета. В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию по теме: “С.Ф. Платонов: поиск модели исторического исследования”. За время работы в Омском государственном университете были разработаны следующие курсы: “Отечественная история” (для студентов экономического факультета и студентов-социологов), “История архивного дела в России” (для студентов исторического факультета), “Современная отечественная историография: историко-антропологический аспект” (для студентов пятого курса исторического факультета), “Регионоведение” (для студентов факультета культуры и искусств), “архивной практики” (дневное и заочное отделения исторического факультета).

    Участвовала в работе кафедры, в ряде коллективных грантов (Мегапроект “Развитие образования в России”. Программа поддержка кафедр. Институт “Открытое общество” - Россия. Фонд Сороса (2000-2003 гг.); грант РГНФ “Мир историка: культурологический ракурс историографического исследования” (2001 г.)) и индивидуальных (Грант Омского государственного университета “Молодые ученые ОмГУ” (2001 г.); грант на поездки Института “Открытое общество” (2001 г.); “Молодые преподаватели российских регионов: междисциплинарный ракурс историко-философских и культурологических проблем”(2002-2003 гг.)).

    На формирование исторических взглядов оказала влияние д.и.н., проф. В.П. Корзун.

    Область научных интересов:

      Историография отечественной истории рубежа XIX - XX веков

      Интеллектуальная история

      История России

      Творчество С.Ф. Платонова

      Историческая антропология.

    СПИСОК НАУЧНЫХ И НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РАБОТ

      Вервейко М.А. (Мамонтова М.А.) “Лекции по русской истории” С.Ф. Платонова: опыт историографического анализа // Тобольский исторический сборник: Сб. науч. трудов. Мат. Зап.-Сиб. науч. конф. студентов-историков. Вып.2. Ч.2. 1997. С.22-25. (0,2 п.л.)

      Мамонтова М.А. Судьбы репрессированных ученых // 60-летие большого террора. Памяти жертв репрессий: Мат. науч. конф. Омск, 1998. С. 41-42. (0,1 п.л.)

      Мамонтова М.А. К вопросу об образе С.Ф. Платонова (по материалам периодической печати 80-х гг. ХIХ в. - первого десятилетия ХХ в.) // Научные сообщества в социокультурном пространстве России (ХVIII - ХХ вв.): Мат. Третьей всерос. науч. конф. “Культура и интеллигенция России: социальная динамика, образы, мир научных сообществ (ХVIII - ХХ вв.)”. Т.1. Омск, 1998. С.116-119. (0,2 п.л.)

      Мамонтова М.А. Образ русского историка в представлении С.Ф. Платонова (В.О. Ключевский и К.Н. Бестужев-Рюмин) // Отечественная историография и региональный компонент в образовательных программах: проблемы и перспективы: Мат. науч.-метод. конф. Омск, 2000. С. 63-66.(0,2 п.л.)

      Мамонтова М.А. Полемика С.Ф. Платонова и Д.И. Иловайского по поводу модели исторического исследования как коммуникативное событие // Культура и интеллигенция России: интеллектуальное пространство (провинции и центр).XX век: Мат. IV всерос. науч. конф. Т.2: Мир ученого в XX веке: корпоративные ценности и интеллектуальная среда. Омск, 2000. С. 17-21. (0,25 п.л.)

      Мамонтова М.А. Рецензии русских историков как “текст-источник” // Историческое знание и интеллектуальная культура: Мат. науч. конф. М., 2001. С.249-250. (0,1 п.л.)

      Мамонтова М.А. Модель исторического исследования в представлении С.Ф. Платонова // Вестник Омского университета. 2001. №1. С.45-48. (0,5п.л.)

      Мамонтова М.А. Неформальные способы коммуникации в научном сообществе историков России рубежа XIX - XX веков // Историк на пути к открытому обществу: Мат. всерос. науч. конф. Омск, 2002. С.126-130. (0,25 п.л.)

      “В промоции Вашей я всегда был уверен”. Письма П.Н. Милюкова С.Ф. Платонову / Публ. и комм. подг. В.П. Корзун, М.А. Мамонтова, А.В. Свешников // Исторический архив. 2001. №3. С.137-148; №4. С.23-41. (в соавторстве) (2 п.л.)

      Мамонтова М.А. Модель исторического исследования и идеальный образ ученого в творчестве С.Ф. Платонова (80-е гг. ХIХ - первое десятилетие ХХ в.): Отчет по НИР (закл.) / Руководитель М.А. Мамонтова. №ГР 0100100588; Инв. 02200201163. - Омск, ОмГУ. 2001 - 48 с. (3 п.л.)

      Мамонтова М.А. Выбор модели научной деятельности в условиях потрясений (к постановке проблемы) // Человек и война.XX век: Проблемы изучения и преподавания в курсах отечественной истории: Мат. всерос. научно-практ. конф. Омск, 2002. С.11-14. (0,1 п.л.)

      Мамонтова М.А. Историк в меняющемся мире (выбор историографической традиции) // Вестник Челябинского университета. Серия 1. История. 2002. №1. С.86. (0,1 п.л.)

      Мамонтова М.А. Воспоминания В.Г. Дружинина как историографический источник // Источниковедение и историография в мире гуманитарного знания: Докл. и тезисыXIV науч. конф. М., 2002. С.319-321. (0,1 п.л.)

      Мамонтова М.А. Путешествия русских историков как научная традиция // Мир историка.XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. М. 2002. С.92-138. (в соавторстве) (3 п.л.)

      Письма С.Ф. Платонова П.Н. Милюкову / Публ. и комм. подг. В.П. Корзун, М.А. Мамонтова // Мир историка.XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. М. 2002. С.363-386. (в соавторстве) (1,5 п.л.)

      Письмо М.А. Дьяконова В.Г. Дружинину и С.Ф. Платонову / Публ. и комм. подг. М.А. Мамонтова // Мир историка.XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. М. 2002. С.387-388. (0,1 п.л.)

      Стихи и эпиграммы С.Ф. Платонова / Публ. подг. М.А. Мамонтова // Мир историка.XX век / Под ред. А.Н. Сахарова. М. 2002. С.445-446. (0,1 п.л.)

      Мамонтова М.А. Исторический источник в представлении С.Ф. Платонова // Культура исторической памяти: Мат. науч. конф. (19-22 сентября 2001 г.). Петрозаводск, 2002. С.121-127. (0,4 п.л.)

      Мамонтова М.А. С.Ф. Платонов: поиск модели исторического исследования: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. ист. наук. Омск, 2002. 26 с. (1,8 п.л.)

      Проблемы империи в вузовском и школьном курсах истории и историографии (круглый стол в рамках конференции “Историк на пути к открытому обществу”, Омск, 22.03.2002 г.). Материалы круглого стола подготовлены Г.К. Садретдиновым, О.А. Гайлит, М.А. Мамонтовой //Ab Imperio. 2002. №№2-3. С.529-544. (в соавторстве) (0,94 п.л.)

      Мамонтова М.А. Сергей Федорович Платонов в исторической литературе начала ХХ века // История и историки, 2002: Историографический вестник. М.: Наука, 2002. С.138-148. (0,63 п.л.)

      Письма С.Ф. Платонова П.Н. Милюкову (Подг. В.П. Корзун, М.А. Мамонтова) // История и историки, 2002: Историографический вестник. М.: Наука, 2002. С.167-193. (в соавторстве) (1,63 п.л.)

      “Ваше питерское предложение было для меня гораздо заманчивее …”. Письма П.Н. Милюкова С.Ф. Платонову. 1891 г. / Публ. и комм. подг. В.П. Корзун, М.А. Мамонтова, А.В. Свешников // Исторический архив. 2003. №2. С.195-217. (в соавторстве) (1,5 п.л.)

      Письма русских историков (С.Ф. Платонов, П.Н. Милюков) / Под ред. Проф. В.П. Корзун. / Публ., комм. и вступит. ст. подг. В.П. Корзун, М.А. Мамонтова, А.В. Свешников. Омск, 2003. 306 с. (в соавторстве) (19 п.л.)

      Мамонтова М.А. Диалог Москвы и Петербурга в переписке историков. Москва глазами молодых петербуржцев // Культура и интеллигенция России между рубежами веков: Метаморфозы творчества. Интеллектуальные ландшафты (конецXIX - XXI в.): Материалы V Всеросс. науч. конф. с междунар. участием. Омск, 2003. С.31-35. (0.3 п.л.)

      Мамонтова М.А. “Профессорские учебники” как форма передачи исторического знания (на примере творчества С.Ф. Платонова) // Междисциплинарные подходы к изучению прошлого / Под ред. Л.П. Репиной. М., 2003. С.143-160. (1 п.л.)

      Мамонтова М.А. Современная отечественная историография: Историко-антропологический аспект // История. Культура. Общество: Междисциплинарные подходы: Программы специализированных курсов и тексты лекций. В 2 ч. Ч.I История и Культурология / Под ред. Л.П. Репиной и Г.И. Зверевой. М., 2003. С.268-312. (2,8 п.л.)

    детск. писат. 1870-х


    Смотреть значение Мамонтова, М. А. в других словарях

    Мамонтова — Валентина Николаевна (1895-1982) - российский селекционер,доктор сельскохозяйственных наук, Герой Социалистического Труда (1965).Один из создателей метода ступенчатой гибридизации........

    Мамонтова Пещера — (Mammoth Cave) - одна из крупнейших карстовых пещер мира,в США, близ г. Луисвилл. Глубина до 300 м. Общая длина полостей 74 км;имеются подземные реки, связанные с системой р. Грин-Ривер.........
    Большой энциклопедический словарь

    Мамонтова Пещера — Ма́монтова пеще́ра(Mammoth Cave), нац. парк в зап. предгорьях Аппалачей, на левом берегу р. Грин-Ривер, между г. Луисвилл и г. Нашвилл в штате Кентукки (США). Основан в 1926 г. Пл.........
    Географическая энциклопедия

    Флинт-мамонтова Пещера — Флинт-Ма́монтова пеще́ракарстовая пещера в западных предгорьях Аппалачей, на левом берегу реки Грин-Ривер (США, штат Кентукки). Самая протяжённая (св. 560 км) лабиринтовая........
    Географическая энциклопедия

    Рейд Мамонтова — - классический образец кавалерийского рейда, совершенного IV Донским конным корпусом по тылам Красной армии под командой генерала К.К. Мамонтова, при начальнике штаба........
    Исторический словарь

    Случайные статьи

    Вверх