Разница между активами и пассивами и как это знание может вам помочь улучшить финансы
В финансовой отрасли существуют такие понятия, как актив и пассив. В нашем случае они касаются денежных средств. Не...
Порядок хранения и расходования денежных средств в кассе установлен инструкцией ЦБ РФ «Порядок ведения кассовых операций в РФ» от 04.10.1993 №18. Орг-ции независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков. Для осуществления наличных расчетов денежными средствами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных ДС орг-циями при осуществлении расчета с населением производится с применением контрольно-кассовых машин. Наличные деньги полученные орг-циями в банках расходуются на цели, указанные в чеке. Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей.
В кассе можно храить денежные суммы в пределах установленного банком лимита. Превышение установленного лимита в кассе допускается лишь в течение 3-х рабочих дней в период выплаты з/п работникам орг-ции (в районах крайнего севера – 5 дней).Нарушение лимита расчетов грозит организации-плательщику штрафом в двухкратном размере суммы произведенного платежа.
Для учета кассовых операций применяются следующие типовые формы:
приходный кассовый ордер (форма № КО-1), расходный кассовый ордер (форма КО-2), Журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров (форма КО-3), Кассовая книга (форма КО-4), Книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств (форма КО-5).
Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Документы заполняются шариковой ручкой или при помощи компьютера. Подчистки, помарки и исправления в этих документах не допускаются. Прием и выдача денег по кассовым ордерам производится только в день их составления.
Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером. При получении денег рабочие и служащие расписываются в платежной ведомости. Если деньги выдаются по доверенности, то в тексте расходного ордера после фамилии, имени и отчества получателя денег указываются фамилия, имя и отчество лица, которому доверено получение денег. Когда деньги выдают по ведомости, перед распиской в получении денег кассир указывает: «По доверенности». Доверенность остается у кассира и прикрепляется к расходному кассовому ордеру или платежной ведомости.
Для учета денег, выданных из кассы доверенным лицам (раздатчикам) по выплате заработной платы, и возврата остатка наличных Денег и оплаченных документов кассир ведет Книгу учета принятых и выданных кассиром денег. Выдача и возврат денег и оплаченных Документов оформляются подписями.
П/п выдает наличные деньги под отчет только из кассы орг-ции в размерах и на сроки, определяемые руководством п/п.
Лица, получившие нал. ДС под отчет обязаны не позднее 3-х рабочих дней по истечении срока, на который они выданы или со дня возвращения из командировки, предъявить в бухгалтерию п/п отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Выдача нал. Денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лицапо ранее выданному ему аванса. Передача выданных под отчет нал. Денег одним лицом другому запрещено.
ДС в кассе учитываются на активном синтетическом счете 50. В дебет записываются поступления ДС, а в кредит – выбытие ДС из кассы. К счету 50 могут быть открыты следующие субсчета:
50-1 «Касса организации»;
50-2 «Операционная касса»;
50-3 «Денежные документы» и др.
На субсчете 50-1 «Касса организации» учитывают денежные средства в кассе. На субсчете 50-2 «Операционная касса» учитывают наличие и движение денежных средств в кассах товарных контор (пристаней) и эксплуатационных участков, остановочных пунктов, речных переправ, судов, в билетных и багажных кассах портов, вокзалов и т.п. Этот субсчет открывается организациями при необходимости. На субсчете 50-3 «Денежные документы» учитывают находящиеся в кассе организации почтовые и вексельные марки, оплаченные авиабилеты, марки государственной пошлины и другие денежные документы. Денежные документы учитывают на счете 50 «Касса» в сумме фактических затрат на их приобретение.
Установленный Центробанком порядок ведения операций по кассе обязателен для всех организаций и предпринимателей, независимо от налогового режима, который они применяют. Важные изменения произошли в августе 2017 г., когда порядок ведения кассовых операций в РФ был обновлен, и об этом мы уже писали ранее , а здесь рассмотрим основные правила ведения кассы и порядок бухучета операций с наличностью.
Движение наличных денежных средств присутствует практически у каждого субъекта предпринимательской деятельности, при этом вся «наличка» должна проходить через его кассу. Расчетно-кассовые операции – это прием и выдача наличных денег, все расчеты наличными между фирмами и/или ИП, а также их наличные расчеты с банками и физлицами, в том числе с собственными сотрудниками.
Вести кассовые операции должен кассир, или иной сотрудник, назначенный руководителем, либо сам руководитель. В зависимости от объемов и количества касс, кассиров может быть несколько, все они материально ответственны .
В РФ нормативное регулирование кассовых операций осуществляется Центробанком. На сегодня основные правила заключены в следующих документах:
Фирма и ИП самостоятельно определяют:
Организация должна установить приказом руководителя предельную сумму, которая может оставаться в кассе на конец дня – лимит кассы . Сверхлимитные деньги должны сдаваться из кассы в банк, за исключением дней зарплаты и выходных (если в выходные проводятся операции). Лимит рассчитывается по одной из двух формул: из объема выручки, или из объема выдачи наличных (приложение к Указаниям № 3210-У). ИП и СМП могут не устанавливать лимит кассы, накапливая свою выручку без ограничений.
Существующий на сегодня порядок ведения кассовых операций, ограничивает расчеты «наличкой» между субъектами предпринимательства суммой в 100 тыс. руб. по одному договору. Этот лимит действует для юрлиц и ИП, и не касается расчетов с обычными физлицами.
Любая кассовая операция должна оформляться первичными учетными документами. Исключение сделано только для ИП, ведущих учет своих налоговых показателей, согласно НК РФ (например, в КУДиР) – кассовые документы они могут не заполнять (п. 4.1. Указаний ЦБ РФ № 3210-У).
Формы кассовой «первички» унифицированы, они утверждены постановлениями Госкомстата № 88 от 18.08.1998, № 1 от 05.01.2004 и согласованы с Центробанком, самостоятельно разработанные бланки использовать для кассовых операций нельзя. Кассовые документы можно заполнять вручную на бумаге, не допуская исправлений, или электронно, с помощью спецпрограмм.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации предусматривает оформление операций по кассе следующими документами:
Кассовые документы должны храниться в организации минимум 5 лет, а зарплатные ведомости при отсутствии лицевых счетов – 75 лет.
Для ведения бухучета операций по кассе предприятия используется счет 50 «Касса» (приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н), к которому при необходимости можно открыть субсчета, в том числе:
По дебету счета 50 учет кассовых операций предполагает отражение поступления «налички» в кассу предприятия, к примеру:
Остаток по счету 50 должен равняться сумме денежных средств в кассе. Он не может быть отрицательным, а наличие «кредитового» сальдо по счету означает, что в учете допущена ошибка.
Для бизнесмена чрезвычайно важно выяснить какой существует порядок ведения кассовых операций в РФ и какие законодательные акты регулируют его. Для начала нужно выяснить, что именно можно отнести к кассовым операциям. По большому счету кассовые операции — это те операции, где фигурируют как наличная, так и безналичная форма денежных средств при предъявлении платежных карт.
Зачастую одним из участников подобных операций является физлицо. Физлица могут выступать в качестве:
Исходя из данной информации, все кассовые операции обладают двойственным смыслом так как они могут предполагать, как получение финансовых ресурсов, так и их выдачу.
В некоторых особых обстоятельствах, которые описаны в законодательных актах, участниками кассовых операций могут быть лишь юрлица или люди, имеющие официальный статус ИП.
Все кассовые операции, где фигурируют физические лица, проводятся согласно отдельным нормам законодательства. Поэтому важно изучить основные правовые документы, регулирующие эти процессы.
Порядок ведения кассовых операций
Все предприятия проводят операции с кассами согласно таким нормативно-правовым документам:
Безусловно, этот список является не полным перечнем всех требований и условий, перечисленных в Указании № 3210-У. Этот нормативно-правовой документ является очень объемной информационной базой, все нюансы которой можно изучить лишь в ходе занятия правоприменительными практиками. Он регламентирует различные моменты, прямо связанные с использованием и сохранением финансовых ресурсов, хранящихся в аппаратуре.
В этом нормативно-правовом информационном документе можно найти указания и требования, касающиеся регуляции расчетов наличными средствами на территории РФ. Также в нем указан перечень услуг, предоставляемых физлицам, где зачастую фигурирует расчет с помощью наличности. Это нормативно-правовое положение о кассовых операциях полностью регулирует движение наличности при проведении взаиморасчетов как между физическими лицами, так и между физлицами и юрлицами. В данном документе можно найти полный перечень указаний, требований, а также рекомендаций, затрагивающих регуляцию этого аспекта.
Данный закон, равно как и предыдущий указ БР, прямо регулирует вопрос использования наличных денег при взаиморасчетах. Также нужно учесть, что в законе № 54-ФЗ указаны нормы, относящиеся к применению техники контрольно-кассового формата или же документации, способной ее заменить.
Также законодатель допускает частичное использование устаревшего закона № 54-ФЗ, позволяющего некоторым видам бизнеса на законных основаниях не применять контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов.
Правила ведения кассовых операций включают в себя все перечисленные правовые источники, которые занимаются регуляцией разного рода правовых взаимоотношений между участниками денежных расчетов. При рассмотрении практического использования этих нормативно-правовых документов, можно говорить о том. Что целесообразно изучать именно те акты, которые прямо регулируют работу кассы.
Схема учета кассовых операций
Касса является важной структурной составляющей любой коммерческой организации. Данная аппаратура обладает всеми нужными ресурсами и техническими возможностями для обеспечения:
Исходя из этого, работодатель возлагает на работника, работающего с кассовой аппаратурой, определенные обязательства и функции, касающиеся обеспечения нормальной работы предприятия, с точки зрения финансовых расчетов, а также материальную ответственность за сохранность наличности.
Функционирование кассового аппарата может регулироваться как законодательными актами, так и отдельными распорядительными внутриорганизационными документами, составленными согласно нормам действующего законодательства. Все предписания такой документации должны касаться:
При рассмотрении отдельных внутриорганизационных норм, затрагивающих процесс работы с кассовыми аппаратами и их взаимодействием с сотрудниками, зачастую на предприятиях используют две основные нормы:
1. Регулирующие подотчетную выдачу средств в качестве денежного обеспечения сотрудника, отправленного в рабочую командировку.
Подобные нормы могут затрагивать следующие аспекты:
2. Нормы, регламентирующие систему перемещения денег на банковские счета организации.
В этом случае нормы могут устанавливать следующие условия:
3. Нормы, касающиеся использования контрольно-кассового оборудования на предприятии.
Такие нормы могут касаться следующих аспектов:
Современный кассовый аппарат с POS-терминалом
4. Нормы, касающиеся формирования документации о проведении кассовых операций.
В рамках действующего законодательства вся информация о подобных операциях может храниться как в унифицированных бумагах, так и в электронном или бумажном виде в разработанном внутри предприятия формате. Руководству организации важно следить за правильным использованием этой документации сотрудниками, работающими с контрольно-кассовой аппаратурой.
В некоторых нормирующих положениях локального характера могут быть регламентированы нормы, касающиеся использования валют иностранных государств при осуществлении разного-рода операций с кассами.
Зачастую операции с кассовым оборудованием предполагают прием организацией финансов в формате наличных денег от клиентов в качестве платы за предоставленную услугу или проданный товар. В случае проведения таких финансовых расчетов в некоторых ситуациях действующее законодательство может накладывать требования об использовании кассовой аппаратуры.
Согласно новым правилам, процедура документирования операций с кассами с использованием систем онлайн-касс допускается:
Все записи об изъятии внутри контрольно-кассового аппарата сохраняются в следующих форматах:
Каждый из перечисленных документов хранится внутри фискального накопителя, являющегося основным функциональным элементом онлайн-кассы. Все виды документов, являющиеся отчетной документацией, сохраняются в памяти фискального накопителя на протяжении пяти лет до момента вывода из эксплуатации кассового аппарата.
Конкретные типы форматов, использующиеся в онлайн-кассах, определяются фискальными органами. Согласно нормативным актам и законам требования к использованию и хранению таких данных могут со временем изменяться.
Действующие форматы, а также реквизиты, применяемые в онлайн-кассах, регламентируются согласно Приказу ФНС России № ММВ-7-20/229.
Также нужно учесть, что расходный ордер кассовой операции может подписываться с помощью ЭЦП лица, выступающего в качестве получателя денег.
При этом организации, использующие онлайн-кассы, как и прежде могут применять бумажный формат кассовых ордеров. Но в современных условиях использование цифровых версий РКО и ПКО намного упрощает весь процесс проведения расчетов. С помощью внедрения автоматических систем заполнения учетной кассовой документации каждое предприятие может существенно повысить оперативность проведения и организации различных бизнес-процессов.
Одной из самых важных процедур в системе формирования документации о проведении кассовых операций, является создание отчета о закрытии рабочей смены. Нужно отметить, что эта отчетность не имеет никакой связи с необходимостью ведения кассовой книги. Он лишь указывает на то, что организация использует в своей деятельности контрольно-кассовую технику. При этом такая отчетность является одной из важнейших составляющих процесса документирования разного рода кассовых операций.
Еще не так давно, когда в организациях использовалась самая обычная кассовая аппаратура, после окончания рабочей смены все кассиры занимались формированием Z-отчетов. На основе информации, указанной в таких отчетах, в дальнейшем формировались журналы КМ-4, а также справки формата КМ-6.
Расчеты наличными
При этом все предприятия, использующие онлайн-кассы имеют право и возможность в ходе своей прямой профессиональной деятельности не применять документы формата КМ-4 и КМ-6. Вместо подобной документации в онлайн-кассах применяются иные форматы автоматического документирования проводимых кассовых операций. Также нужно учесть, что по окончании рабочей смены в онлайн-кассах не формируются итоговые Z-отчеты.
Вместо классического Z-отчета, в онлайн-кассе в автоматическом режиме после закрытия смены создается в электронном формате документ под названием «Отчетность о закрытии смены». При необходимости этот документ может быть распечатан на бумаге. На основе информации этого отчета торговое предприятие должно формировать ПКО, а также заняться отражением данных о приходном ордере в учетной кассовой книге.
Каждый предприниматель и каждый руководитель торгового предприятия должен понимать, что существует серьезная ответственность, которая наступает если ведение кассы осуществлялось с нарушениями. На сегодняшний день за неправильный учет наличных денежных средств, а также оформление отчетности по кассовым операциям существует административная ответственность, согласно ст. 15.1 КоАП РФ. Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму до 5 тысяч рублей. Одновременно с этим, если нарушителем будет признано юридическое лицо, то на него может быть возложен штраф вплоть до 50 тысяч рублей.
К числу основных нарушений можно отнести:
Вне зависимости от типа и формата деятельности торгового предприятия, использующего для расчетов контрольно-кассовое оборудование, необходимо тщательно следовать требованиям, указанным в действующей нормативно-правовой базе относительно кассовой аппаратуры.
При выполнении всех условий закона и осуществлении точного документирования всех кассовых операций, предприятие сможет избежать проблем с контролирующими и фискальными органами. Следует помнить, что при выявлении нарушений предприятие может серьезно пострадать из-за необходимости уплаты денежного штрафа. Именно по этой причине важно следить за изменениями в законодательной базе, регламентирующей работу и документирование кассовых операций на территории РФ.
Кассовые операции - это процесс приема, выдачи и хранения наличных денег. Все юридические лица и ИП в ходе своей хозяйственной деятельности сталкиваются с необходимостью производить расчеты наличными денежными средствами. При этом нарушение правил ведения кассовых операций может повлечь за собой наложение штрафных санкций и внеплановые проверки контролирующих органов. Материал сайт поможет разобраться, как именно организовать порядок ведения кассовых операций в 2019 году в соответствии с законодательством РФ.
Правила ведения кассовых операций в 2019 году (КО) регулируются Указаниями Банка России. За их нарушение ч. 1 ст. 15.1 КоАП предусмотрены штрафы, налагаемые как на юридических лиц и ИП, так и на их сотрудников. В этой статье мы рассмотрели основные положения Указаний ЦБ РФ в отношении правил проведения кассовых операций в 2019 г., соблюдение которых позволит избежать административной ответственности и штрафных санкций.
Законом о бухгалтерском учете установлено, что КО не относятся к хозяйственным операциям, по которым организации вправе самостоятельно разрабатывать формы первичных документов (ст. 4 Закона № 402-ФЗ, Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Таким образом, при осуществлении оборота наличности юридическим лицам необходимо использовать документы, определенные Указанием Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций...». Стоит отметить, что Указанием Банка России от 19.06.2017 № 4416-У разрешено применять некоторые формы в электронном виде, завизированные электронной подписью.
Кроме того, регламентирующим документом по организации требуется установить лимит наличности в кассе, расчет которого прописан в приложении к указанному положению:
Для ИП и субъектов малого предпринимательства Указанием 3210-У требований об установлении лимита в 2019 году не предусмотрено.
Важно отметить, что касса организации и контрольно-кассовая техника не являются синонимами, и если в силу ст. 2 закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении ККТ…» хозяйствующий субъект вправе не применять в своей работе контрольно-кассовую технику, то этот факт не отменяет обязанности исполнять требования законодательства, определяющие ведение кассовых операций в 2019 году в Российской Федерации.
К кассовым операциям относятся:
Что делать организациям для соблюдения порядка?
Порядок ведения КО по работе с наличными деньгами для кредитных организаций, а также порядок обработки выявленных фальшивых купюр установлены Положением Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот...». Положением определены обязательные для кредитных организаций документы и многое другое. Кроме того, 318 Положение о порядке проведения кассовых операций необходимо знать и другим хозяйственным субъектам, не являющимся кредитными организациями: в силу того, что Положением закреплены четкие правила действий работников банка по приему и сдаче наличности от других организаций. Документы, полученные хозяйствующим субъектом по форме, отличной от указанных в Положении, не будут являться подтверждением совершенных расчетов.
Вступление в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ вносит в порядок ведения КО значительные изменения, во многом усложняющие кассовую дисциплину для юридических лиц и ИП.
Кассовая дисциплина в 2019 году такова:
Законом предусмотрена регистрация контрольно-кассовой техники в электронном виде через кабинет ККТ на сайте ФНС России. Также на официальном сайте ФНС России в 2019 г. размещена справочная информация о том, что собой представляет новый порядок применения контрольно-кассовой техники, и, в частности, перечислены модели и экземпляры ККТ, отвечающие требованиям нового законодательства.
Таким образом, новшества связаны с дополнительными расходами участников наличных расчетов.
Вместе с тем в некоторых случаях имеется возможность снизить указанные расходы. Так, для ИП на ЕНВД или на патентной системе разрешено применение налогового вычета на расходы по приобретению контрольно-кассовой техники из списка ФНС. Размер таких расходов ограничен суммой в 18 000 рублей на единицу ККТ.
Кроме того, для организаций и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность с применением контрольно-кассовой техники в населенном пункте, признанном региональными властями труднодоступным и отдаленным, разрешены операции в 2019 г. без подключения к Интернету, т. е. в офлайн-режиме. Критерии установлены Приказом Минсвязи от 05.12.2016 № 616 «Об утверждении критерия определения отдаленных от сетей связи местностей» (основной — численность населения не превышает 10 000 человек). Органы госвласти субъекта РФ формируют и размещают в свободном доступе перечни местностей, в которых разрешено применение контрольно-кассовой техники в автономном режиме. Это означает, что если населенного пункта, в котором предприниматель осуществляет свою деятельность, нет в данном списке, применять технику в офлайн-режиме нельзя.
КоАП РФ предусмотрено наложение административных штрафов за несоблюдение кассовой дисциплины (п. 1 ст. 15.1) и неприменение ККТ (п. 2 ст. 14.5). И несмотря на то, что, в соответствии со ст. 4.5 КоАП , срок давности за нарушение по этой статье не может превышать двух месяцев со дня его совершения, соблюдение правил ведения КО в 2019 г. позволит минимизировать внимание со стороны контролирующих органов и избежать расходов на уплату штрафов, предусмотренных КоАП.
1. Предприятия, объединения, организации и учреждения (в дальнейшем - предприятия) независимо от организационно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков (далее - банках).
2. Предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
4. Наличные деньги, полученные предприятиями в банках, расходуются на цели, указанные в чеке.
5. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются.
6. Предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслуживающими банками.
Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков, инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров.
7. Предприятия, имеющие постоянную денежную выручку, по согласованию с обслуживающими их банками могут расходовать ее на оплату труда и выплату социально-трудовых льгот (в последующем - оплата труда), закупку сельскохозяйственной продукции, скупку тары и вещей у населения.
Предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда.
8. Выдача денег из выручки одних предприятий, имеющих постоянную денежную выручку, на нужды других допускается в отдаленных местностях, где нет банков, на основе договора между предприятиями по согласованию с банками, обслуживающими эти предприятия.
9. Предприятия имеют право хранить в своих кассах наличные деньги, сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию и стипендий не свыше 3 рабочих дней (для предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - до 5 дней), включая день получения денег в банке.
10. Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.
При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
11. Предприятия выдают наличные деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы, а также на расходы экспедиций, геолого-разведочных партий, уполномоченных предприятий и организаций, отдельных подразделений хозяйственных организаций, в том числе филиалов, не состоящих на самостоятельном балансе и находящихся вне района деятельности организаций в размерах и на сроки, определяемые руководителями предприятий.
Выдача наличных денег под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки, предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу.
Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.
12. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной учетной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Госкомстатом Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации.