Куртины и рощи. Законы садоводческой живописи Деревья и кусты

Массивы, имеющие свободные очертания, - принадлежность ландшафтных (пейзажных) парков. Классификация массивов предельна проста. Они бывают естественными и искусственными, рукотворными. Как правило, создают их методом рубок и посадок. В одном месте рубят, в другом - сажают.

Боскеты по определению - искусственно созданные участки деревьев. Боскеты строгой геометрической формы встречаются в парках регулярных. Независимо от формы, боскеты делятся - на "рощи" и "кабинеты" .

  • Боскет типа "роща" - территория, ограниченная дорожками регулярного парка, занята насаждениями. Как правило, это деревья первой величины, принадлежащие к одному виду: березы, липы, дубы, сосны.
  • В боскете типа "кабинет" деревья растут по периметру участка, ограниченного дорожками, которые пересекаются под прямыми углами. Высаживают их очень плотно, в один или несколько рядов. В результате получаются зеленые стены - шпалеры - из стриженых деревьев (липа , бук, граб) или кустарника (боярышник и пр.). Пространство внутри этих стен и есть кабинет.

Со стороны и "роща", и "кабинет" выглядят одинаково. Только углубившись в "рощу", вы обнаружите - рощу. А войдя в "кабинет" (в шпалерах делают один или несколько узких проходов), увидите все, что угодно: место для уединенного отдыха, зеленый театр, танцплощадку, плантацию ягод или лекарственных трав, летнее кафе.

Разумеется, на небольших частных территориях называть лесные насаждения боскетами или массивами можно лишь условно: размах не тот. Поэтому нелишне напомнить золотое правило ландшафтного дизайна: все должно быть соразмерно и сомасштабно. На маленьком участке и скромная компания деревьев будет изображать роль лесного массива.

Боскеты с массивами могут играть массу ролей, например:

  • Красавцы. Думаем, данное утверждение в лишних доказательствах не нуждается. Красоту леса не воспел лишь ленивый.
  • Труженики. Плодовый сад - это тоже массив.
  • Стены. Они защищают от шума и пыли.
  • Крыши. Они создают тень .
  • Легкие. Они дают кислород.
  • Занавес. Лесной массив может создавать необходимую паузу в восприятии паркового ландшафта. Когда один великолепный вид сменяет другой, зритель может устать. Даже в самой гениальной пьесе нужен антракт. Очутившись после открытого пространства в лесном массиве, можно дать себе необходимую передышку. Внимание переключается с так называемых дальних видов на ближние. Зритель любуется травой, корой деревьев, игрой солнечных бликов на земле…

Помимо массивов и боскетов в парках могут встречаться древесные группы и куртины. Это участки насаждений площадью до 1 га, ограниченные открытым пространством. Куртины считаются переходным элементом между массивом и более четко выраженной древесной группой.

| | | | | | | | | | | | | | | | | |

К

Кабинет - элемент внутренней пространственной садово-парковой композиции боскета, образованный стриженными стенами из липы или граба. Во французских садах и парках XVII-XVIII веков большинство кабинетов было украшено партерами, бассейнами, скульптурами и садово-парковыми постройками.

Картуш - орнамент в садовом партере XVII-XVIII вв., напоминающий по форме полуразвернутый свиток с завитками. В центре картуша размещался вензель, эмблема владельца сада.

Каскад - специальное многоступенчатое сооружение из камня или бетона, служащее для ниспадания струй воды на местах быстротоков естественных речек и ручьев, а также на путях искусственных водотоков с последовательного ряда мелких террас. Один из элементов парковой композиции, особенно террасных парков.

Кашпо - декоративное изделие из керамики, пластмассы, дерева, лозы для размещения в интерьере и на открытом воздухе.

Квартал - 1) элемент садово-парковой композиции, введенный еще в средневековье, с цветниками, беседками, скульптурами: 2) часть лесопарковой территории, ограниченной просеками.

Квинкунс - способ посадки деревьев сдвинутыми рядами в шахматном порядке, с подстриженными по одной линии кронами, с открытыми внизу стволами. Образует один объем и обеспечивает видимость по диагональным направлениям между стволами; прием использовался еще при создании садов в древнем Риме.

Классицизм - художественный стиль XVIII - начала XIX в., обращающийся к античности и античному искусству как к норме и идеальному образцу. В русском паркостроении отождествляется с пейзажным стилем планировки, отказом от регулярных построений, как противоречащих природе. Образцы парковых сооружений в стиле классицизма - храм Дружбы в Павловске, Камеронова галерея в Екатерининском парке г. Пушкина, павильон Флоры в Софиевке и т. д.

Клумба - группа деревьев и кустарников на открытой поляне в пейзажном парке, сформированная в виде круга или овала; в регулярном парке с середины XIX века клумбой называют цветник, расположенный на пересечении дорожек, перед главным входом в здание, у пьедестала статуи. Различаются К. и по цветовому решению, и ассортименту высаживаемых растений: К. из летников, двулетников и многолетников; простые (из одного вида растений) и сложные (из 2-3 видов), одноколерные и многоколерные.

Компартимент - отдельная садово-парковая композиция в садах и парках XVII-XVIII вв., из частей которой создавался весь ансамбль: например, компартимент партерный, состоящий из идентичных цветочных ковров, симметрично размещенных вокруг скульптуры или бассейна.

Ксист - небольшое пространство перед домом в виде плоского, разбитого на квадраты или прямоугольники сада с четким осевым построением, преобладанием газонов и бордюров.

Кулиса - группа деревьев или кустарников, ограничивающая вид на открытое пространство или ландшафт.

Курдонер - парадный двор дворца, виллы, замка в виде сада, со стороны улицы огражденный сквозной оградой, со с остальных сторон - частями или корпусами П-образного в плане здания.

Куртина - 1) отдельный участок леса, ботанического сада, дендрария; 2) крупная группа от 20-90 и более экземпляров деревьев и кустарников одной породы; 3) обложенная дерном грядка для цветочных растений.

Куртины - это большие группы, примерно по 20-50 деревьев. Могут быть древесно-кустарниковые и кустарниковые куртины.

Куртины создают в основном из одной породы. На открытых пространствах парка ими пользуются для показа декоративных особенностей той или иной породы, собранной в массу. Куртины бывают и среди древостоев. Например, среди березового массива куртина в 20-30 елей создает контрастное сочетание, подчеркивающее достоинства обеих пород.

Хороши куртины из цветущих кустарников или из кустов с колоритной листвой, расположенные на склонах.

Роща - это совокупность однородных по составу и возрасту насаждений, образующих массив (березовая, дубовая, сосновая и др.).

Роща может непосредственно переходить в парковый массив или занимать самостоятельное в плане парка положение. При искусственном создании этой формы насаждений следует придерживаться естественного характера размещения деревьев и выбирать породу в соответствии с почвенными и климатическими условиями произрастания.

Рощами называют сравнительно небольшие обособленные участки леса. В основном это остатки более крупных лесных массивов, расположенные на ровном месте. Рощи бывают однородными (березовая, липовая) и одно-возрастными.

В парковых ландшафтах роща - это растительная группировка: больше куртины и меньше массива. В парковые рощи высаживают по 100-200 деревьев. Каждая такая роща состоит из одной породы.

Массивы - это сочетание множества однопородных или многопородных деревьев и кустарников, произрастающих на крупных площадях и подобранных в биологическом и декоративном отношении.

В лесоводстве под массивом понимают крупный участок леса. В садово-парковом деле массивами называют гораздо меньшие пространства. Это части территории лесопарка, парка или сада, на которых деревья растут сплошь, сближенными, не расчлененными между собой группами. Массивы насаждений на парковых территориях могут служить защитой от вредных воздействий городского окружения. В этом случае их подбирают из быстрорастущих пород.

В отличие от лесного массива парковый массив, не говоря уже о размерах, должен иметь более расчлененную структуру, изрезанные края и более разнообразный и декоративный ассортимент, самостоятельный художественный эффект.

Массивы составляются из деревьев разной величины и могут быть разнообразными по ассортименту, но с сохранением доминирующего значения одной или нескольких древесных пород.

Массивы могут состоять из одной породы, например из березы или сосны. Могут быть они и разнопородными (но главенство какой-то породы обязательно) .

В разнопородных массивах чаще бывает желательна двухъярусность древостоя. Иногда нужен подлесок из теневыносливых кустарников. Почти всегда желателен подрост - молодые деревца пород первой величины, которые впоследствии постепенно смогут дорасти до материнского полога и заменить его. В подрост массивов следует чаще вводить ель - она теневынослива, в молодости не любит солнцепека и хорошо растет под пологом лиственных пород, постепенно заменяя их.

Парковые массивы обычно подразделяются на периферийные и внутренние. Периферийные массивы (или защитные пояса) служат защитой от ветров, изолируют парк и сад от города и защищают от городской пыли, газов, шума. Подбор пород для периферийных массивов может быть простым, без особых эстетических требований. Важно, чтобы это были высокорослые породы.

Внутренние парковые массивы обычно состоят из небольших перелесков и рощ. Они ограничивают, формируют поляны и другие открытые пространства, расчленяют и организуют территорию парка. Эти насаждения играют большую роль в формировании садовых или парковых пейзажей: они являются то дальним планом глубоких пейзажных картин, то фоном для древесно-кустарниковых групп.

Два соседних массива нередко составляют кулисы пейзажа, его средний и ближний планы.

Облик парковых массивов бывает разным. Прежде всего он зависит от породного состава: из какой породы образован массив, в чистом виде порода или с примесями. Зависит этот облик и от возраста деревьев, густоты древостоя, от наличия и расположения второго яруса, от подроста, от кустарников подлеска, от трав и многих других условий.

Если деревья внутри групп, составляющих массив, высажены на 2-5 м одно от другого, а между группами оставлены промежутки по 10-20 м, то получается масса мелких полянок различной величины и формы. Такое построение массива оживляет его, вносит разнообразие даже в однопородное насаждение и создает отчетливые контрасты небольших участков света среди обилия тени. Редко расположенные, но более крупные поляны еще сильнее оживляют массив.

Как создают крупные парковые массивы? Здесь существует несколько методов. Прежде всего следует использовать имеющиеся естественные насаждения. Но иногда природные насаждения отсутствуют. В этих случаях создают новые древесные массивы и прежде всего по методу лесных культур, т. е. посадки производят не саженцами, а сеянцами, высаживая их около 10 тыс. шт. на 1 га. В практике создания древесных массивов применяют также метод «питомник - парк».."

При ландшафтном дизайне садов или парков, скверов или бульваров, и различного вида партеров для начала их разбивают на составные элементы. Эти части отличаются друг от друга в большей или меньшей мере назначением. Если обобщить, то можно поделить на четыре группы:

  • куртины, газоны и цветники;
  • аллеи, дорожки и площадки;
  • водные устройства;
  • малые архитектурные формы.

Далее мы расскажем вам более детально о каждой из групп. Начнем рассказ из куртины. Куртина — участок, специально озелененный и имеющий любые форму и размер. У нее обязательно четко обозначены границы дорожками, площадками, водоемами или строениями.

Куртины бывают

  • простые,
  • сложные,
  • смешанные,
  • древесные,
  • кустарниковые,
  • однотонные,
  • разноцветные,
  • ажурные
  • плотные.

Куртина — элемент садово-парковой архитектуры родом из английских парков.

Акварельная куртина

Что учитывается при посадке куртин?

  1. Форма и размер кустов и деревьев
  2. Характер и окраску кроны в разное время года
  3. Рисунок ветвей и листьев
  4. Цветочный наряд в период цветения.
  5. Скорость роста деревьев и кустарников
  6. Породы деревьев и кустарников
  7. Особенности почвенного покрова
  8. Характер солнечного облучения или притененности участка
  9. Степень влажности участка
  10. Конечный результат

Как впечатлить гостей? Неизгладимо действуют на человека куртины, высаженные на открытых, хорошо освещенных полянах. Растения следует выбирать контрастные по форме, размерам и цветовым оттенкам. Например, рододендроны, можжевельник или кипарисовики, вейгела и др. На большой площади куртины усиливают посадками отдельных живописных групп деревьев и кустарников. В этом случае добавленное пространство меняется по мере передвижения людей.

Помните! Вид композиции активно меняется и от перемены дневного освещения, и от состояния погоды.

Растения для куртин:

  • для простых — клен ясенелистый, ясень зеленый, орех грецкий, тополь туркестанский, груша обыкновенная, клен серебристый, маклюра оранжевая
  • для контрастных: сосна, береза бородавчатая, тамариск одесский, тополь туркестанский, ива белая и плакучая, калина обыкновенная
  • для сложных: сосна, дуб пирамидальный, каштан конский, барбарис обыкновенный
  • для разноцветных: тополь белый с серебристой кроной, каштан конский, клен серебристый, ель колюча я голубая, вечнозеленый кустарник магония, клен полевой, клен татарский, клен Шведлера, кизильник обыкновенный, клен остролистный
  • для кустарниковых: боярышники махровоцветные, барбарис обыкновенный, буддлея Давида, ракитник золотой, сирень, жимолость, чубушник, тамариск, сирень персидская, спирея Ван-Гутта, дерен белый, форзиция, снежноягодник, розы парковые, можжевельник казацкий, бузина, ирга канадская, клен, кизильник блестящий и др.

Сложная куртина — это сочетание деревьев, кустов, цветов, малых архитектурных форм в единой композиции. Такие аранжировки встречаются чаще других. Их организовывают у административных зданий, театров, школ, больниц. Обязателен во всех вариантах куртин в ландшафтном дизайне газон . Он служит фоном для них.

Подитожим, начинать создавать куртину надо с ручки и бумажки. В зависимости от размера участка, отведенного под куртину, подбираем по высоте деревья и кустарники с помощью справочника. Далее из этого списка выбираем растения за временем их максимально декоративного вида. При этом помним, когда нам нужна эта декоративность. Последним этапом будет укорачивание списка до 2-4 дерева и 2-4 кустарника. После «дорабатываем» куртину цветочными культурами, дорожками, площадками или водоемом. Последнее — это покупка растений и высадка их на «место жительства».

Добавить в закладки:


В эпоху просветительства в Европе развился новый архитектурный стиль, который сказался и на приемах декоративного садоводства. Исчезли стриженые формы и четкие аллеи, прямые линии и геометрические узоры цветников. стали считать насилием над природой. Взамен в парки пришли пейзажные композиции, натуралистические картины. Появились зеленые газоны с декоративными группами деревьев и кустов, изогнутые линии троп, овальные очертания прудов. «Я спокоен и наслаждаюсь природой, - писал Ж.Ж. Руссо об одном из таких парков, я дышу полной грудью, и нет посредника между мной и божественной гармонией мира».

Не только геометрический и ландшафтный приемы декоративного садоводства сохранились до нашего времени и активно используются при сооружении современных парков. Часто употребляют и символический прием, когда посадки определенных видов растений связаны с соответствующей смысловой нагрузкой. Например, дуб означает могущество и силу, тис - долголетие, ива повислая - печаль и тоску, - чистоту и нежность.

Понятно, что на малых по размерам приусадебных участках и подворьях тяжело выдержать соответствующие приемы декоративного садоводства. Но в этом и нет необходимости. Гораздо важнее, чтобы функциональность и декоративность посадок не возражали друг другу и гармонировали между собой. Сравнительно редко приходится встречать участки, где растения размещены эстетически грамотно. Помните, как у Антуана де Сент-Экзюпери: «Наверное, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять».

Искусство создавать декоративные насаждения в Японии называют живой живописью. Еще бы! Много сил тратит художник, воспроизводя натуру на полотне. Вызывают восхищение усилия скульптора, который ваяет по камню. Но как оценить искусство садовника, который предусматривает композицию своей картины из живых растений через несколько десятилетий вперед?

Существуют ли законы садоводческой живописи? Конечно, они есть. Мы уже упоминали символику деревьев. Издавна известен и «язык» цветов. Так, сочетая между собой различные виды растений, можно выразить все или почти все, чем живет семья и в чем заключаются ее идеалы.

Планирование посадок

В планировании посадок тоже есть свои закономерности. Наиболее ценные виды деревьев, кустарников или цветов высаживают, как правило, в центре двора или перед входом. Такие растения сами по себе являются центром экспозиции, ее главной идеей. Если это одно или несколько симметрично расположенных деревьев (кустов), их называют солитером. Солитеры отличаются яркой окраской листьев, декоративной формой кроны, пышным цветением или другими исключительными признаками. Они могут выполнять и смысловую нагрузку, его символику. На приусадебном дворе нельзя использовать много солитеров: они непременно будут «конкурировать» между собой. Лучше выбрать что-то одно: серебристую елку или повислую вербу, крупнолистную или стройную тую, куст роз или красную калину. Это уже в зависимости от предпочтений хозяина.

Посадки не должны укрывать собой всю площадь приусадебного участка. Вдоль периферии их делают более густыми, используя для этого наиболее высокие деревья и кусты. В центральной части участка оставляют место для солитеров и .

В южных районах схему размещения посадок несколько изменяют, высаживая деревья более равномерно, чтобы создать из них защиту от жарких лучей солнца. Однако и здесь необходимо предусмотреть свободную от крупных растений площадь возле дома.

Групповые посадки

Если растения одного вида высаживают рядом в количестве до десяти штук - это группа. Групповыми посадками декорируют дома, хозяйственные постройки, украшают и уголки сада. Группы растений могут быть ажурными или плотными в зависимости от того, насколько близко они смыкаются кронами. Издавна в декоративном садоводстве применяли прием посадки деревьев «букетами», то есть, чтобы они впоследствии срастались стволами. Существовала и другая форма группового размещения деревьев: триног или осьминог. В этом случае несколько деревьев прививали в одну крону, создавая тем самым удивительное растение на нескольких стволах-подпорках.

Биогруппа

От групповой посадки следует отличать биогруппы, состоящие из разных видов жизненных форм растений: берез и елей, кленов и рябин, елей и калин и т.д. Подбирая растения для биогруппы, необходимо учитывать не только их декоративные признаки, но и биологические свойства: светолюбивость, требовательность к почвам и влаге и т.д.

Куртины

Довольно редко на небольших по размерам приусадебных участках, а чаще во дворах городских домов можно увидеть посадки кустов . Это пространство, ограниченное тропами или газонами, на котором растут разные виды растений. Иными словами, куртины - это наименьшая составляющая единица декоративного насаждения. Куртины размещают на плане, чтобы отделить участок от строений, улицы или поля. В зависимости от назначения куртины могут быть чистыми или смешанными (из одного или нескольких видов растений), ажурными или плотными. Хорошо украшают кварталы новостроек ажурные куртины белой березы, плотные заросли цветущей сирени.

Растительные аллеи

Если деревья или кусты высаживают рядами вдоль тропы, их называют аллеей. На приусадебных участках аллеи создают из , чубушника, туи, елок. Однако почти всегда это посадки одного вида растений.

Панорама

Декоративные насаждения, открывающиеся вдали, называются панорамой, ее открытая передняя часть, так называемый партер, состоит из газона, цветников и низкорослых кустарников. Конечно, в условиях небольшого двора трудно создать панораму, где были бы все три дистанционные планы: передний - партер, задний - фон и средний - экспозиция. Поэтому панорама будет неполной, но и в этом случае она станет живописной, если удастся «отодвинуть» фон или экспозицию максимально назад, увеличивая за этот счет партер.


Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции
Случайные статьи

Вверх