Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке ранее не закупавшейся, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции". Стоимость жизненного цикла наукоемкой продукции Расчет стоимости жи

9.1 Общие указания

СЖЦ изделия является важнейшим показателем, характеризующим конкурентоспособность и поддерживаемость изделия. Все процессы и процедуры ИЛП направлены на минимизацию этой стоимости.

СЖЦ изделия включает в себя полные затраты на владение изделием. При рассмотрении вопроса о приобретении нового изделия или о совершенствовании ИЛП изделия, находящегося в эксплуатации, расчет СЖЦ помогает принять решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду.

Любое изменение или усовершенствование изделия или существующего процесса ИЛП также должно быть оценено с точки зрения СЖЦ для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения или усовершенствования. Сравнение СЖЦ при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по СЖЦ.

Результат расчета зависит от принятых допущений или используемого критерия оценки СЖЦ.

СЖЦ изделия фактически представляет собой калькуляцию затрат на приобретение, эксплуатацию и утилизацию изделия. В контексте настоящего данном документе рассматриваются только затраты на техническую эксплуатацию.

9.2 Методика расчета затрат на техническую эксплуатацию

Расчет затрат на техническую эксплуатацию (ЭД 1890) выполняется по следующим статьям расхода:

1. Затраты на персонал.

2. Затраты на расходные материалы.

3. Затраты на запасные части.

4. Затраты на средства ТО, в том числе:

4.1. Затраты на средства ТО специального применения.

4.2. Затраты на средства ТО общего применения.

5. Затраты на инфраструктуру.

Расчет затрат на техническую эксплуатацию(ТЭ) удобно выполнять для отдельных систем ВС с последующим суммированием результатов по всем системам. При расчете вычисляются показатели, позволяющие оценить:

· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за один год;

· затраты на техническую эксплуатацию системы одного ВС за расчетный период;

· затраты на техническую эксплуатацию системы за расчетный период по парку ВС;

· удельные затраты на техническую эксплуатацию системы на единицу наработки системы.

Предполагается, что ТЭ системы учитывает плановые работы по ТО, замены агрегатов (плановые, по выработке ресурса), устранение отказов и повреждений, которые описаны в ЭД. Исходными данными для расчета являются сведения обо всех видах ресурсов, необходимых для выполнения работ.

При расчете приняты следующие допущения:

· Цены на материальные ресурсы(ЭД 1900) и ставки заработной платы персонала (ЭД 4170) на расчетный период предполагаются неизменными.

· Если шаг одной из работ по ТО(«задача 1») является ссылкой на другую работу («задача 2»), при расчете ресурсов, необходимых для выполнения «задачи 1», учитываются ресурсы для выполнения основных операций «задачи 2» (рис. 30).

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

Рис. 30. Взаимодействие задач обслуживания

Расчет затрат на персонал

В рамках этой статьи рассчитываются следующие показатели:

· Затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС в год,

S n год .

· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период, S n1 .

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

· Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы для парка ВС за расчетный период, S nn .

· Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на еди-

ницу наработки системы, S n уд .

Для последующих расчетов нужно вычислить трудозатратыT i год (ч-час) по каждой специальности, необходимые для ТО системы одного ВС в год:

T год =

å (T ik × G k

k = 1

К – количество работ по ТО (задач обслуживания) системы; G k – количество выполнений k - й задачи в год (шт) (ЭД 1060);

T ik – занятость i -ой специальности в k - ой задаче (ч-мин), которая рассчитывается как сумма занятостей исполнителей i -ой специальности (ЭД 1210), требуемых для выполнения k -ой задачи, по следующей формуле:

= å R k

r = 1

(t ik ) r – занятость r -ого исполнителя i -ой специальности при выполнении k -ой задачи обслуживания;

R i k – количество исполнителей i -ой специальности, требуемых для выполнения k -й задачи

(r = 1… R i k );

i – номер специальности (i = 1…I ), для которой рассчитываются трудозатраты.

При расчете трудозатрат каждой специальности нужно учитывать также исполнителей, требуемых для выполнения смежных задач, на которые ссылаются шаги задачи обслуживания. Все подобные ссылки должны рассматриваться на всю глубину вложенности.

Затраты на персонал, требуемый для обслуживания системы одного ВС в год, определяются по формуле:

год × s

S год = å T

i = 1

T год

– трудозатраты i -й специальности,

необходимые для обслуживания системы ВС в

год, рассчитываемые по формуле (11));

I – количество специальностей персонала, необходимого для выполнения задач обслуживания системы ВС;

s i – стоимость нормо-часа специалиста i -й специальности (руб/ч-час) (3410).

Суммарные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы одного ВС за расчетный период:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

N – количество ВС в парке.

Удельные затраты на персонал, необходимый для обслуживания системы, на единицу ее

наработки:

S n уд =

t год

t год – средняя наработка системы в год (е.и. наработки) (ЭД 0790).

При расчете затрат на персонал, необходимый для технической эксплуатации ВС, нужно сложить затраты на персонал, необходимый для ТО всех систем ВС, и добавить к ним затраты на ТО, «привязанные» в ЭД не к системам, а к ВС в целом.

Расчет затрат на расходные материалы

В рамках данной статьи расходов рассчитываются следующие показатели:

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, S м год .

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период, S м1 .

· Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы за расчетный период, по парку ВС, S м n .

· Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S м уд .

Для расчета вышеперечисленных показателей нужно вычислить количествоj -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех работ в год на одной системе одного ВС, которое определяется по формуле:

R год = å R k

k = 1

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

R м k j – количество j -го расходного материала, необходимое для одного выполнения k -той

задачи. При подсчете расходных материалов также нужно учитывать расходные материалы из подзадач, на которые ссылаются задачи обслуживания;

G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год; j – вид расходного материала (j = 1… J ).

Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы одного ВС за один год, вычисляются по формуле:

S м год

= å R м год j

× s j ,

j = 1

R м год j – количество j -го вида расходного материала, необходимого для выполнения всех задач в год на системе одного ВС, определяемое по формуле (17);

s j – цена одной единицы j -го вида расходного материала (ЭД 1900); J – количество видов расходных материалов.

Суммарные затраты на расходные материалы, необходимые для ТЭ системы одного ВС за расчетный период:

Удельные затраты на расходные материалы, необходимые для обслуживания системы, на единицу наработки системы:

S м уд =

t год

При расчете затрат на расходные материалы нужно сложить затраты на расходные материалы по всем системам ВС и добавить к ним затраты на расходные материалы, необходимые для технической эксплуатации ВС в целом.

Затраты на средства наземного обслуживания(СНО) и инструмент складываются из затрат на СНО специального применения(СП) и специальный инструмент (СПИ) и затрат на СНО общего применения (ОП) и стандартный инструмент (СТИ). Алгоритмы расчета этих затрат довольно сильно различаются. СНО СП и СПИ это оборудование, разработанное специально для ВС анализируемого типа и поставляемое вместе с ним. СНО ОП и СТИ не поставляется вместе с ВС, а может закупаться у разных поставщиков и использоваться для разных типов ВС, имеющихся у эксплуатанта. Таким образом, затраты на СНО СП и СПИ полностью входят в затраты на эксплуатацию поставляемого парка ВС, а за-

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

траты на СНО ОП и СТИ– только частично (пропорционально времени использования оборудования).

Затраты на СНО СП и СПИ складываются из следующих показателей:

· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы одного ВС в течение го-

да, S sp год .

· Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС, S sp1 .

· Суммарные затраты на спецоборудование f -го типа, необходимого для обслужива-

ния системы Ssp f (на весь оцениваемый период и парк ВС).

· Удельные затраты на специальное оборудование, необходимое для обслуживания системы, на единицу наработки системы, S sp уд .

Суммарные затраты на спецоборудованиеf –го типа, применяемого для обслуживания системы:

Ssp f = C f × K рек. f ,

K рек. f – полное рекомендуемое количество единиц спецоборудованияf -го типа, необхо-

димого для обслуживания системы по парку ВС; С f – цена f -го изделия.

Поскольку спецоборудование f -го типа может использоваться при обслуживании нескольких систем, величина K рек. f может оказаться не целым числом и даже иметь значение, меньшее единицы.

Суммарные затраты на спецоборудование для обслуживания системы по парку ВС вычисляются по формуле:

F – количество типов используемого спецоборудования;

K обсл > 1 – коэффициент, отражающий затраты на обслуживание спецоборудования.

Затраты на спецоборудование для обслуживания системы, приходящиеся на один год по парку ВС:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S sp1

S sp0

L sp – средний срок службы комплекта спецоборудования, лет.

Затраты на спецоборудование на систему одного ВС в течение года:

S sp год =

S sp1

Затраты на расчетный период по парку ВС:

S sp = S sp1 × L ,

где, как и выше, L – продолжительность расчетного периода, лет.

Удельные затраты на специальное оборудование на единицу наработки системы:

S sp уд =

S sp год

t год

Затраты на СНО ОП и СТИ складываются из следующих показателей:

· Затраты на оборудование f -го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S stf .

· Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года, S st год .

· Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС, Sst .

· Удельные затраты на оборудование на единицу наработки системы, S st уд .

Затраты определяются как амортизационные отчисления, пропорциональные времени использования каждого типа оборудования.

Время использования оборудования f -го типа при выполнении задач обслуживания одной системы одного ВС за один год рассчитывается по формуле:

T год =

× n

обf

k = 1

T fk – полное время выполнения k -ой задачи,

которой используется оборудованиеf -го

типа (f =1… F ), час;

n fk – количество единиц оборудования f -го типа на k -ю задачу;

G k – среднее количество выполнений k -ой задачи в год;

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

K f – количество задач, в которых используется оборудование f -го типа; f – порядковый номер типа СНО ОП или СТИ, используемого в задаче.

Затраты на оборудование f- го типа, приходящиеся на один самолет в течение одного года, рассчитываются как амортизационные отчисления по формуле:

S stf = T об год f × a f ,

T об год f – суммарное время использования оборудования f -го типа в год, час – рассчитывается

по формуле (28);

a f – величина амортизационных отчислений для оборудования f -го типа, вал. ед/час (также учитывает затраты на обслуживание оборудования) (ЭД 5720).

Суммарные затраты на оборудование, приходящиеся на один самолет в течение одного года:

Суммарные затраты на оборудование для обслуживания системы на весь расчетный период и парк ВС:

S st уд = S st t год

Затраты на запасные части

Затраты на запасные части складываются из затрат на приобретение и хранение начального запаса запчастей и затрат на поддержание текущего запаса запчастей.

Суммарные затраты на запчасти для системы ВС:

S з = å S зm ,

m = 1

М – количество типов запчастей;

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S зm – суммарные затраты на запчасти m -го типа за расчетный период по всему парку ВС, которые рассчитываются по формуле:

= (S нач )

+ (S тек ) + (S нач ) + (S тек )

+ (S тек ) ,

пр m

пр m

хр m

хр m

дст m

нач )

– затраты на приобретение начального запаса запчастейm -го типа по всему парку

пр m

эксплуатируемых ВС (формула(36));

тек )

– затраты на приобретение текущего запаса изделийm -го типа по парку ВС(фор-

пр m

нач )

– затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (формула (37));

хр m

тек )

– затраты на хранение текущего запаса запчастейm -го типа в течение периода те-

хр m

кущего МТО (формула (42));

(S дст тек )

– затраты на

доставку текущего

для изделияm -го типа по

парку техники

(формула (41)).

Затраты на приобретение и хранение начального запаса запчастей

Затраты на приобретение начального запаса m -го вида запчастей для всего парка эксплуатируемых ВС:

(S пр нач )

C m × (A max )

C m – цена единицы m -го изделия, руб;

(A max ) m – рекомендуемый объем начального запаса m -х изделий, шт.

Затраты на хранение начального запаса запчастей m -го типа (предполагается, что запас расходуется равномерно на протяжении всего периода начального МТО):

(S хр нач ) m = T нач × y ×V m ×(A max ) m ,

2 × 12

T нач – период начального МТО, мес.;

y – стоимость 1м3 помещений для хранения запаса, руб (ЭД 0740); V m – объем, занимаемый на складе m -м изделием, м3 .

Затраты на поддержание текущего запаса запчастей

Количество месяцев текущего МТО (без учета периода начального МТО):

T тек = 12L - T нач ,

где, как и выше, L – длительность расчетного периода, лет.

Затраты на приобретение текущего запасаm -го изделия на весь расчетный период и на весь парк ВС:

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

(S тек )

× (A )

пр m

Q m – количество заказов m -го изделия за время текущего МТО, рассчитываемое по формуле:

Q m =

T тек

(T зак ) m – время между заказами m -го изделия (ЭД 0430).

Затраты на доставку текущего запаса дляm -го изделия на весь расчетный период и парк ВС:

) m = (C дст ) m

× Q m ,

(S дст

(C дст ) m – стоимость доставки (ЭД 0450) партии m -ых изделий на склад.

Затраты на хранение текущего

запаса запчастейm в течение периода текущего МТО

(предполагается, что запас расходуется равномерно):

(S тек

) = (T зак ) m × y ×V

× (A

)× Q

2 × 12

Суммарные затраты на запчасти

Суммарные затраты на приобретение запчастей на весь расчетный период и парк:

S з год = S з 1

Удельные затраты на запчасти за единицу наработки системы:

S з год

S з уд = 1

t год

Затраты на инфраструктуру

Затраты на инфраструктуру включают в себя затраты на приобретение и обслуживание объектов инфраструктуры (зданий, сооружений и т.д.), а также расходы на все виды используемых при технической эксплуатации энергоресурсов: электроэнергию, тепло, водоснабжение всех видов, услуги связи и т.д. Эти затраты могут быть определены на весь самолет в целом – затраты по системам определить невозможно. При этом основным параметром должно служить среднее время пребывания ВС на объекте инфраструктуры в процессах технического обслуживания и ремонта. Тогда затраты, связанные с использованием этих объектов, можно определить через коэффициенты амортизации, подобно тому, как это сделано для стандартного оборудования и инструмента. Затраты на энергоресурсы также определяются по времени с учетом действующих тарифов на различные виды энергоносителей.

НИЦ CALS «Прикладная логистика» 2010

S з пр = å M [ (S прнач )

+ (S пр тек )

Затраты на приобретение запчастей в год на 1 самолет:

(S з пр ) год

S з пр

N × L

Суммарные затраты на хранение запчастей:

S з хр = å M [ (S хр нач ) m + (S хр тек )

m = 1

РАСЧЁТ СТОИМОСТИ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА СПРОЕКТИРОВАННОГО ВАГОНА

1.1. Исходные данные для расчёта

Исходные данные для расчёта стоимости жизненного цикла указанного вагона приведены в таблицах 1, 2, 3.

Таблица 1

Основные технико-эксплуатационные показатели проектируемого вагона

Таблица 2

Исходные данные для расчёта эксплуатационных расходов и капитальных вложений железнодорожного транспорта (выборка из статистической отчётности ОАО “РЖД”)

Показатель Условное обозначение Числовое значение при тяге
электровозной тепловозной
Доля электровозной и тепловозной тяги в дальнем сообщении - 0.815 0.185
Среднесуточный пробег вагонов, км S в 644.1
Состав пассажирского поезда, вагонов M п 14.7 12.7
Участковая скорость, км,ч V уч 60.1 46.7
Масса электровоза и магистрального тепловоза, т P л 139.0 236.0
Масса пассажира с ручным багажом, т 0.1
Коэффициент вспомогательного пробега локомотивов β всп 0.184 1.918
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов β всп ’ 0.143 0.331
Коэффициент вспомогательного линейного пробега локомотивов (без пробега по системе многих единиц) к поездо-километрам β лин ’ 0.148 0.487

окончание табл.2

Среднее расстояние оборота пассажирского поезда (в одну сторону), км l п 1103.0
Средняя дальность поездки пассажира, км l п 959.0
Время нахождения локомотивных бригад на станциях их приписки и оборота на 1км. Линейного пробега за вычетом пробега по системе многих единиц, ч t бр 0.024 0.027
Вспомогательное время работы локомотивных бригад, отнесённое на 1 км.линейного пробега, ч Ψ всп 0.013 0.016
Затраты маневровых локомотиво-часов на 1000 вагоно-км. пассажирских вагонов,ч β м 0.551
Коэффициент резерва локомотивов K рл 1.29
Коэффициент резерва вагонов K рв 1.2
Расход электроэнергии на 10 тыс. т-км брутто, кВт.ч Килограмм условного топлива при тепловозной тяге а э,a т 148.5 77.8
Соотношение вспомогательной работы проводников,механика, начальника поезда к работе в пути следования γ всп 0.0153 0.0104
Коэффициент, учитывающий рабочее время проводников,электромеханика, начальника поезда γ р 0.5
Коэффициент, учитывающий время нахождения вагона в рабочем парке К вр 0.84
Коэффициент одиночного следования локомотива β один 0.125 0.444
Цена локомотива магистрального, тыс. руб. Ц лок.маг 33700.0 27000.0
Цена локомотива маневрового, тыс. руб. Ц лок.ман. 11220.0

Таблица 3

Нормативы текущих расходов (расходные ставки) на измерители эксплуатационной работы (по итогам работы ОАО “РЖД” за 2010 г.)

Измеритель Стоимостные нормативы, руб., при тяге
электровозной тепловозной
Вагоно-километр 1.35
Вагоно-час 96.74
Отправленный пассажирский вагон 1569.22
Отправленный пассажир 12.30
Локомотиво километр с учётом вспомогательного пробега локомотива 8.38 10.52
Локомотиво-километр во главе поезда и одиночном следовании 3.48 2.45
Локомотиво-час поездного локомотива, в т.ч реновации 278.51 325.7
Бригадо-час локомотивных бригад 600.91 582.66
Человеко-час начальника поезда 248.93
Человеко-час проводника 199.14
Человеко-час электромеханика 238.97
Тонно-километр брутто вагонов и локомотивов 0.00915
Киловатт-час электроэнергии 1.75
Кг условного топлива 9.39
Локомотиво-час маневровой работы, в т.ч реновация 1043.86 8.77
Доля расходов, зависящих от размеров движения, в общих расходах на перевозочный процесс 0.563 0.615

Расчёт стоимости жизненного цикла

2.1. Определение дохода от эксплуатации вагонов

Доход от эксплуатации пассажирского вагона определяется денежными поступлениями, полученными от перевозки пассажиров. Определяем по формуле:

P t =Ц t * B t * A t

где P t – доход от эксплуатации вагона, полученный в годуt; Ц t - цена единицы продукции;B t - количество перевезённых пассажиров в одном вагоне в году t; A t – количество применяемых вагонов в году t.

Для начала рассчитаем годовую производительность вагона:

Pl п =365 ∙P п ∙ S в ∙ К вр,

где Pl п - годовая производительность вагона пасс.- км; P п - средняя населенность вагона пасс.; S в - среднесуточный пробег вагона, км; К вр - коэффициент, учитывающий время нахождения в рабочем парке;

Pl п =365∙ 12 ∙ 644,1∙ 0,84=2369773пасс.- км.

Количество перевезенных в год пассажиров определяем по следующей формуле:

B t =∑ Pl п /l п ’ ,

где l п ’ - средняя дальность поездки пассажира.

B t =2369773 /959=2471пасс.

С учётом дальности поездки пассажира и уровня комфорта стоимость проезда принята в размере 3330 руб. (без НДС).

Доход от эксплуатации вагона в год составит:

P t г =3330 2471∙ 10 -3 =8154,3 тыс. руб.

За срок службы вагона Т = 40 лет будем иметь:

P t = 8154,3 ∙ 40=326172 тыс. руб.

2.2. Расчёт ремонтных затрат

Для пассажирского купейного вагона установлено три вида ремонта:

1.деповской – проводится не чаще, чем один раз в год (исключаются годы других видов ремонта и год изъятия вагона из эксплуатации);

2.капитальный ремонт первого объема (КР-1) – проводится через каждые пять лет;

3.капитальный ремонт второго объема (КР-2) – проводится через 20 лет после постройки.

Для расчета принято количество ремонтов:

деповских – 22; КР-1 – 4; КР-2 – 1.

Цены ремонтов по данным вагоноремонтных заводов составляют:

Деповского-190 тыс. руб.; КР-1 – 1050 тыс. руб.

КР-2 – 3200 тыс. руб.

Следовательно, стоимость всех ремонтов вагонов за 40 лет составит:

С рем =190∙30+1050∙7+3200∙1=16250 тыс. руб.

2.3 Расчёт годовых эксплуатационных расходов

При расчёте годовых эксплуатационных расходов удобнее всего применить метод расходных ставок. При использовании этого метода сначала необходимо рассчитать долю эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения. Расчёт этой доли приведён в таблице. Также железные дороги несут расходы, независящие от размеров движения. Это прежде всего расходы по содержанию станций, аппарата управления, хозяйственные и др.

Общие эксплуатационные расходы при электровозной тяге составят

2500,11/0,563=4440,1 тыс. руб.

При тепловозной тяге

789.37\0.615=1283,53 тыс. руб.

Общая сумма годовых эксплуатационных расходов будет равна

4440,1+1283,53=5723,63

С учётом затрат на реновацию локомотивов расходы составят

И t =5723,63+167,66+176,21=6067,5 тыс. руб.

За срок службы вагона сумма годовых эксплуатационных расходов составит:

И=6067,5∙28=242700 тыс.руб.

Таблица 4

Расчёт годовых эксплуатационных расходов, связанных с размерами движения

Измеритель Стоимостные нормативы на измеритель Формула для расчёта затрат измерителя Расчёт затрат измерителя Сумма тыс. руб.
условное обозначение руб.
Вагоно –километры электровозная тяга тепловозная тяга е вкм 1,35 0,815∙197481=160947 0,185∙197481=36534 217,28 49,32
Вагоно – часы электровозная тяга тепловозная тяга е вч 96,74 0,815∙7358=5997 0,185∙7358=1361 580,15 131,66
Локомотиво-километры во главе поездов электровозная тяга тепловозная тяга

продолжение табл.4

Локомотиво километры с учётом вспомогательного пробега локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 8,38 10,52 108,64 88,32
Локомотиво-час поездных локомотивов, в т.ч. реновация электровозная тяга в т.ч. реновация тепловозная тяга в т.ч. реновация е лч 278,51 278,51 325,72 325,72 167,66 167,66 176,21 176,21
Локомотиво-километры во главе поездов и одиночного следования электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 3,48 2,45 =12318 =41,54 42,87 10,18
Тонно-километры брутто вагонов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм в 0,00915 =9367115,4 =2126278,8 19,75
Тонно-километры брутто локомотивов электровозная тяга тепловозная тяга е ткм л 0,00915 =1747154 =1009631 15,99 9,24

продолжение табл.4

бригадо-часы локомотивных бригад электровозная тяга тепловозная тяга е лкм 600,91 582,66 224,14 93,23
Человеко-часы проводников электровозная тяга тепловозная тяга е чпр 199,14 581,79 115,7
Человеко-часы электромеханика электровозная тяга тепловозная тяга е чм 238,97 41,82 10,99
Человеко-часы начальника поезда электровозная тяга тепловозная тяга е чн 248,93 43,56 11,45

окончание табл.5

Локомотиво-часы маневровой работы, в т.ч. реновация электровозная тяга тепловозная тяга е м 1043,86 0,815∙109=89 0,185∙109=20 92,9 20,88
киловатт-час электроэнергии Кг условного топлива е э е т 1,75 9,39 =139102 =16542 261,92 167,13
Отправленные пассажиры электровозная тяга тепловозная тяга е оп 12,30 0,815∙2471=2014 0,185∙2471=457 42,94 9,74
Отправленные вагоны электровозная тяга тепловозная тяга е ов 1569,22 0,815∙179=146 0,185∙179=33 229,11 51,78
ИТОГО: 3633.36
электровозная тяга 2667.77
тепловозная тяга 965.58
В том числе реновация 343.87
электровозная тяга 167.66
тепловозная тяга 176.21
Без учёта реноваций 3289.48
электровозная тяга 2500.11
тепловозная тяга 789.37

2.4. Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений

Расчёт дополнительных единовременных капитальных вложений приведён в таблице 5. К ним относятся затраты в парк поездных и маневровых локомотивов в доле, приходящей на один вагон (парк вагонов П в =1), затраты на развитие ремонтных баз приняты в размере 10% от затрат в парк локомотивов и 7% затрат в парк вагонов (соответственно К лб =0.1;К лв =0.07). Коэффициент резерва вагона К рв =1.2; коэффициент резерва локомотивов К рл =1.29. Другие обозначения входящих в расчётные формулы величин и исходные данные приняты по табл.2 и 4.

Общая сумма капитальных вложений составит

К=7769.08 тыс.руб.

Таблица 5.

Расчёт капитальных вложений железных дорог

2.5. Расчёт ликвидационной стоимости вагона

Ликвидационная стоимость пассажирского вагона определяется для конечного этапа его эксплуатации. В ее состав входят средства, полученные от вторичного использования запасных частей и от сдачи металлолома-положительная величина и отрицательная величина: затраты на изъятие вагона из эксплуатации, транспартировку к месту утилизации, разборку и утилизацию частей, не подлежащих ремонту.

Расчет дохода от сдачи металлолома приведён в таблице 6.

Таблица 6

Расчёт дохода от сдачи металлолома

Расходы на разборку вагона и утилизацию ориентировочно составляют 250 тыс.руб. В итоге ликвидационная стоимость Л=112.02-250= -137.98 тыс.руб.

6.2.6.Определение стоимости жизненного цикла вагона и чистого дохода от эксплуатации

Ц пр =Ц а К сл

Здесь Ц а - цена вагона-аналога; К сл - коэффициент сложности проектируемого вагона, учитывающий отличительные признаки проектируемого вагона (изменение конструктивной схемы и планировки, применение других материалов, изменение габаритных размеров и массы тары вагона и др.)

В нашем случае цена вагона аналога составляет Ц а =33100 тыс. руб., а проектируемый вагон имеет усложнённую планировку и кузов его выполнен

Из более дорогой стали марки NIROSTA. Коэффициент сложности этого вагона ориентировочно равен К ck =1.1 . Следовательно цена приобретения будет равна:

Ц пр =33100 1.1=36410 тыс.руб.

В соответствии с проведёнными расчётами стоимость жизненного цикла вагона равна:

СЖЦ=Ц пр +(С рем +И+К-Л)=36410+(16250+242700+137.98)=295497.98

Чистый доход от эксплуатации вагона будет равен разности между доходом от эксплуатации вагона и стоимости жизненного цикла:

Э=P t - СЖЦ=326172 -295497.98=30674 тыс. руб.

1. Общие положения

1.1. Методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в том числе инновационной, высокотехнологичной продукции (далее - методические материалы) носят рекомендательный характер и предназначены для применения юридическими лицами, являющимися субъектами в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон 223-ФЗ), а также юридическими лицами, являющимися государственными и муниципальными заказчиками в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее соответственно - заказчики, Закон 44-ФЗ), при подготовке к закупкам продукции, ранее не закупавшейся, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной продукции, высокотехнологичной продукции.

1.2. Методические материалы разработаны в целях реализации пункта 13 Плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации, на 2017-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 1817-р, а также пункта 6 Плана мероприятий по реализации стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. N 1325-р, в части обеспечения формирования механизмов стимулирования спроса на инновации со стороны заказчиков, в целях расширения практики осуществления закупок высокотехнологичной и инновационной продукции, работ, услуг на основе методологии учета полной стоимости владения закупаемой продукцией для обеспечения справедливой конкуренции поставщиков продукции с низкой закупочной стоимостью и поставщиков продукции с более высокой закупочной стоимостью, но более низкой совокупной стоимостью владения на жизненном цикле закупаемой продукции, в том числе удовлетворяющей критериям отнесения к инновационной, высокотехнологичной, в том числе производимой и поставляемой субъектами малого и среднего предпринимательства.

1.3. Методические материалы разработаны с учетом положений ГОСТ Р 27.202-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Надежность в технике. Управление надежностью. Стоимость жизненного цикла" и определяют принципы и общий порядок оценки совокупной стоимости владения продукцией или объектом, создаваемым в результате выполнения работ, оказания услуг, на жизненном цикле (далее - стоимость жизненного цикла) в целях принятия решения о целесообразности закупки продукции.

1.4. Методические материалы предназначены для использования заказчиками для принятия решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

1.5. Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются:

справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла продукции;

целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

2. Термины и сокращения

В методических материалах применяются следующие термины:

продукция - товары, работы, услуги, иные объекты гражданских прав, приобретаемые заказчиком на возмездной основе;

заказчик - юридическое лицо, закупочная деятельность которого осуществляется в соответствии с требованиями Закона 223-ФЗ, либо юридическое лицо, являющееся государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с Законом 44-ФЗ;

жизненный цикл продукции - совокупность этапов создания (приобретения), эксплуатации и утилизации продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя затраты на подготовку к закупке продукции, на закупку продукции, владение продукцией (применение продукции) и утилизацию продукции.

3. Общий порядок применения оценки стоимости жизненного цикла закупаемой продукции.

Основные этапы:

3.1. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла.

3.2. Разработка предварительного описания жизненного цикла продукции, включая прогнозную оценку стоимости жизненного цикла.

3.3. Уточнение и доработка описания жизненного цикла продукции, включая уточнение прогнозной оценки стоимости жизненного цикла.

3.4. Принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции.

3.5. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок.

4. Принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла

Заказчик принимает решение о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла продукции в случае получения достоверных сведений о наличии продукции с новыми или улучшенными свойствами, применимой в деятельности заказчика, при этом применение/использование новой продукции требует финансовых затрат, размер которых заказчику неизвестен.

5. Разработка предварительного описания жизненного цикла

5.1. Заказчик осуществляет разработку предварительного описания жизненного цикла продукции собственными силами либо с привлечением сторонних юридических и физических лиц, включая разработчиков, производителей и поставщиков продукции, жизненный цикл которой описывается. В случае привлечения сторонних юридических и физических лиц на договорной основе договоры заключаются в порядке, предусмотренном законодательством и локальными нормативными актами заказчика.

5.2. Предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции должно содержать:

а) установленный заказчиком плановый период эксплуатации, выраженный в единицах, отражающих специфику применения требуемой продукции (годы, километры, количество циклов применения, иные единицы);

б) описание каждого из этапов жизненного цикла продукции.

5.3. Описание жизненного цикла продукции может содержать следующие этапы:

а) закупка продукции;

б) приобретение прав на владение, на использование, на распоряжение закупаемой продукцией или ее элементами;

в) доставка продукции до места применения (эксплуатации или хранения);

г) хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

д) подготовка к эксплуатации, включая подготовку персонала;

е) эксплуатация;

ж) сервисное обслуживание;

з) утилизация;

и) иные этапы, определяемые спецификой закупаемой продукции.

5.4. Для каждого этапа жизненного цикла продукции, включенного в описание, заказчик указывает:

а) условия прохождения этапа в объеме, достаточном для определения состава и объема ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции;

б) состав, прогнозный объем и прогнозную стоимость ресурсов, которые могут быть востребованы на описываемом этапе жизненного цикла продукции.

5.5. Для каждого ресурса, включенного в описание жизненного цикла продукции, заказчик указывает один из двух способов получения требуемого ресурса:

а) закупка ресурса;

б) использование внутреннего ресурса заказчика.

5.6. Стоимость жизненного цикла продукции определяется как стоимость всех ресурсов, включенных в описание, на жизненном цикле продукции.

6. Уточнение и доработка описания жизненного цикла

6.1. Заказчик организует публичное обсуждение предварительного описания жизненного цикла требуемой продукции с целью его уточнения и доработки.

6.2. При организации такого обсуждения заказчик обязан обеспечить равные возможности для участия в обсуждении всех желающих, в том числе путем размещения приглашения к участию в обсуждении на сайте заказчика и на электронных торговых площадках, применяемых заказчиком.

6.3. Участники обсуждения рассматривают разработанное заказчиком предварительное описание жизненного цикла продукции и представляют предложения по его доработке в части:

а) состава этапов жизненного цикла продукции;

б) состава, прогнозного объема и прогнозной стоимости ресурсов, которые могут быть востребованы на каждом этапе жизненного цикла продукции.

6.4. Заказчик вносит изменения в предварительное описание жизненного цикла требуемой продукции с учетом представленных предложений и выносит его на повторное обсуждение.

6.5. Количество повторных обсуждений устанавливается заказчиком.

6.6. По итогам обсуждения заказчик готовит итоговое описание жизненного цикла продукции, включающее уточненное значение стоимости жизненного цикла продукции.

6.7. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции об итоговом описании жизненного цикла продукции теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

7. Принятие решения о целесообразности закупки продукции

7.1. Заказчик принимает решение о целесообразности закупки новой продукции в следующих случаях:

а) стоимость жизненного цикла новой продукции ниже стоимости жизненного цикла ранее закупавшейся продукции того же назначения;

б) продукция того же назначения ранее не закупалась и значение стоимости жизненного цикла новой продукции приемлемо для заказчика.

7.2. Заказчик информирует участников публичного обсуждения предварительного описания жизненного цикла продукции о принятом решении теми же способами, которые были использованы для организации обсуждения.

8. Подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок

8.1. На основании описания жизненного цикла продукции заказчик готовит предложения для включения продукции в план (план-график) закупок:

а) формирует перечень предметов закупки, включающий выбранную продукцию, а также ресурсы, требуемые на ее жизненном цикле и подлежащие закупке;

б) указывает новые или улучшенные свойства продукции (минимально необходимые требования к продукции), обеспечивающие минимальную стоимость ее жизненного цикла;

в) указывает для каждого предмета закупки требуемый объем, стоимость и срок поставки (выполнения работ, оказания услуг).

8.2. Подготовленные предложения используются заказчиком для формирования плана (плана-графика) закупок в порядке, установленном законодательством и локальными правовыми актами заказчика.

Приложение 1

Пример формы описания жизненного цикла продукции

Структура и стоимость жизненного цикла продукции

Планируется закупка Задача этапа жизненного цикла (работа/затраты) Условия Тип ресурса (единица измерения) Объем ресурса Оценка стоимости ресурса руб. Обоснование стоимости (ссылка на документ и положение в документе)
1 2 3 4 5 6 7
Да 1. Приобретение продукции (товар, работа, услуга); Руб.
Да 2. Приобретение прав (на владение/на использование/на распоряжение, на весь жизненный цикл) Руб.
Нет 3. Доставка продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения); - Адрес: - Сроки: - …
Нет 4. Хранение (постоянное или до начала эксплуатации); - Регион: - Срок: - Темп. режим: - … Площадь м2
Нет Человеко-час
Нет 5. Организационная подготовка к эксплуатации:
Нет - Регион/адрес - Сроки - Время (день/ночь) - … Человеко-час (обучаемых)
Человеко-час (преподаватели)
Нет 6. Эксплуатация
Нет 7. Сервис
Нет 8. Утилизация
Итого оценка стоимости жизненного цикла продукции (сумма по столбцу 7):

Для учета изменения цен при оценке стоимости жизненного цикла продукции, расчеты могут указываться с учетом дисконтирования сумм денежных затрат. Пример формулы расчета/оценки общей стоимости жизненного цикла с учетом дисконтирования приведен в .

Приложение 2

Пример формулы расчета стоимости жизненного цикла закупаемой продукции с учетом дисконтирования

Пример формулы расчета жизненного цикла для примера описания жизненного цикла, приведенного в :

N - Количество периодов, в сумме равных общей длительности жизненного цикла продукции, где период и длительность могут быть фиксированы Заказчиком (например, период - "год" и длительность - "20 лет"), так и предлагаться Участниками;

Коэффициент дисконтирования без учета динамики цен, где I - ставка дисконтирования за период;

- коэффициент дисконтирования с учетом динамики цен, где g - инфляция за период.

Инфляция рассчитывается как среднеарифметическая величина уровня темпов инфляции трех последних лет, а также будущих темпов, прогнозируемых Министерством экономического развития Российской Федерации.

Расчет стоимости жизненного цикла может включать в себя расчет следующих статей расходов:

A - затраты на приобретение продукции либо прав на владение/использование/распоряжение на весь жизненный цикл;

B - затраты на доставку продукции до места применения (эксплуатации и/или хранения);

C - затраты на хранение (постоянное или до начала эксплуатации);

D - затраты на организационную подготовку к эксплуатации;

E - затраты на эксплуатацию;

F - затраты на сервисное обслуживание;

G - затраты на оперативный/плановый сервис;

H - затраты на утилизацию.

Обзор документа

Разработаны методические материалы по применению оценки стоимости жизненного цикла продукции при подготовке к закупке новой, в т. ч. инновационной, высокотехнологичной продукции.

Они предназначены для субъектов, подпадающих под действие Закона о контрактной системе и Закона о корпоративных закупках.

Они позволят принять решения о целесообразности закупки продукции, ранее не закупавшейся, на этапе, предшествующем планированию и проведению закупки и не регулируемом законодательством о закупках, а также могут быть использованы как основа для разработки и внедрения собственной методики оценки стоимости жизненного цикла продукции.

Основными принципами оценки стоимости жизненного цикла продукции являются справедливая оценка затрат заказчика на применение (использование) продукции, отражающая планируемые расходы заказчика на протяжении всего жизненного цикла; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение продукции.

Стоимость жизненного цикла продукции - это суммарные затраты в течение жизненного цикла продукции, включающие в себя расходы на подготовку к закупке продукции, на закупку, владение продукцией (применение продукции) и ее утилизацию.

Предусмотрены следующие этапы: принятие решения о необходимости применения оценки стоимости жизненного цикла; разработка предварительного описания последнего; уточнение и доработка описания; принятие заказчиком решения о целесообразности закупки продукции; подготовка предложений для включения продукции в план (план-график) закупок. Дана характеристика каждого этапа.

Одной из важнейших потребительских характеристик сложной наукоемкой машиностроительной продукции является величина затрат на поддержку ее жизненного цикла. В англоязычной литературе данные затраты обычно обозначаются аббревиатурой LCC /Life Cycle Cost .

Эти затраты складываются из затрат на предварительные исследования, разработку и производство изделия, а также затрат на ввод изделия в действие, применение по назначению, поддержание его в работоспособном состоянии и утилизацию по истечению срока службы.

При расчетах стоимости жизненного цикла следует использовать информацию, полученную при анализе надежности: интенсивность отказов, продолжительность ремонтно-восстановительных работ и т.д., а также стоимость запасных частей, стоимость вспомогательного оборудования и инструмента, заработная плата персонала, и т.д. Использование достоверных исходных данных при расчетах стоимости жизненного цикла обеспечивает высокий уровень достоверности результатов и успех при выборе способов поддержки управленческих решений.

Стоимость жизненного цикла включает в себя полные затраты на владение изделием. При выборе нового изделия расчет стоимости жизненного цикла помогает принять оптимальное решение, которое принесет наибольшую экономическую выгоду. Любое изменение или усовершенствование существующего изделия также должно быть оценено с точки зрения стоимости жизненного цикла для определения экономической целесообразности и обоснования необходимости этого изменения. Сравнение стоимостей жизненного цикла при существующих и при измененных условиях позволяет оценить срок окупаемости затрат за счет общего снижения стоимости и отклонить те изменения, которые не дают существенных преимуществ по суммарной стоимости жизненного цикла.

При расчете стоимости жизненного цикла на несколько лет вперед можно наблюдать за расходова­нием средств и, как следствие, за изменением общих затрат на владение изделием. Этот расчет следует выполнять в сопоставимом денежном масштабе, т.е. использовать коэффициент дисконтирования, позволяющий (по соответствующей формуле) привести будущие затраты к текущему моменту времени, используя конкретные денежные единицы (рубль, доллар, евро и т.д.). Полученные значения стоимости жизненного цикла для альтернативных стратегий использо­вания изделия затем сравниваются между собой, и выбирается наиболее выгодная стратегия.

Рассмотрим основные положения оценки стоимости жизненного цикла машиностроительной продукции на примере образца автомобильной техники (АТ).

При проведении расчетов стоимости жизненного цикла конкретный образец АТ может рассматриваться отдельно или совместно с другими изделиями АТ в составе некоторой организационной структуры (например, автобаза, автотранспортный цех машиностроительного предприятия, автомобильный батальон или другое подразделение вооруженных сил, оснащенное автомобильной техникой и др.).

Очевидно, что для более точного учета стоимости жизненного цикла образца АТ следует его рассматривать с учетом затрат на другие совместно эксплуатируемые образцы АТ.

Будем называть совместно эксплуатируемые изделия элементами расчетной организационной структуры (РОС). Состав элементов РОС для различных образцов АТ может быть разным, в зависимости от функционального назначения оцениваемого образца.

При определении стоимости эксплуатации элементов РОС, те его составляющие, которые функционально предназначены только для эксплуатации образца АТ, в расчетах учитываются полностью, например, водители АТ, площадки для стоянки АТ, боксы хранения АТ и др.

Для элементов РОС, которые обеспечивают эксплуатацию различных видов техники (не только АТ), а так же предназначены для обеспечения служебной деятельности всего персонала РОС (не только водителей АТ), в расчетах вводится коэффициент применяемости (участия) этих составляющих в эксплуатации АТ (обеспечении служебной деятельности водителей АТ).

Например, если пункт заправки топливом в автопарке предприятия или воинской части обслуживает различные виды техники (АТ, тракторы, инженерную технику и др.), то в стоимости образца АТ учитывается только часть стоимости содержания пункта заправки в соотношении:

- общее количество изделий (включая и АТ), при эксплуатации которых используется пункт заправки топливом (учитывается только та техника, которая решает задачи по предназначению РОС, например: автомобили, мотоциклы, БТР, танки, эвакуационные машины, самоходные установки и т.д.), шт.

В общем случае в стоимость жизненного цикла образца АТ (С жц ) включаются все затраты за период жизненного цикла.

При этом учитываются и единовременные затраты, которые на стадии эксплуатации не могут быть точно отнесены к конкретному образцу (затраты на обучение водителей АТ, на учебно-тренировочные средства, парковые сооружения, парково-гаражное оборудование и т. п.).

Учитывая, что закупки АТ носят единовременный характер, то в состав затрат на жизненный цикл одного образца АТ должны включаться затраты на оборудование (здания и сооружения), необходимое для обеспечения эксплуатации образца АТ; учебно-тренировочные средства, необходимые для обеспечения профессиональной подготовки водителя (экипажа) образца АТ; приобретение самого образца АТ; подготовку водителя (экипажа) образца АТ; применение по назначению образца АТ; капитальный ремонт образца АТ; утилизацию образца АТ.

В общем виде затраты на жизненный цикл образца АТ рассчитываются по формуле:

Затраты на оборудование, здания и сооружения, которые необходимы для обеспечения эксплуатации образца в составе РОС, руб.;

Затраты на учебно-тренировочные средства, руб.;

Затраты на покупку и доставку образца до места эксплуатации, руб.;

Затраты на подготовку водителя (экипажа) образца АТ, руб.;

Затраты на применение по назначению образца АТ, руб.;

Затраты на капитальный ремонт образца АТ, руб.;

Затраты на утилизацию образца АТ, руб.

Затраты на жизненный цикл образца АТ, приведенные к расчетному моменту времени, рассчитываются по формуле:

,
,
,
,
,
,
,
- составляющие затрат формулы (2.2), приведенные к расчетному моменту времени, руб.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты.

Затраты на оборудование, здания и сооружения (ОЗС) рассчитываются по формуле:

Общие затраты на приобретение (покупку, строительство) и ввод в эксплуатацию ОЗС (
) рассчитываются по формуле:

- i -ый срок службы образца АТ (i = 1, 2, …), год;

Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС;

Год приобретения (покупки, строительства) и ввода в эксплуатацию ОЗС;

Количество j -ой номенклатуры ОЗС, планируемое к закупке (строительству) в i -ом году, шт.;

Общие затраты на приобретение (покупку, строительство) и ввод в эксплуатацию j -ой номенклатуры ОЗС, руб.;

i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РТОЕ, для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -ая номенклатура ОЗС, шт.;

Срок службы j -ой номенклатуры ОЗС, год.

Затраты на эксплуатацию ОЗС (
) рассчитываются по формуле:

Номенклатура ОЗС, которая необходима для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, j =1, 2 … К ;

Общее количество номенклатур ОЗС, необходимое для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, ед.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i i =1, 2, …), год;

Планируемый срок службы образца АТ, год;

Количество j -ой номенклатуры ОЗС необходимой для обеспечения эксплуатации образцов техники в составе РОС, шт.;

j -ой номенклатуры ОЗС, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения эксплуатации которых предназначена j -я номенклатура ОЗС, шт.

Затраты на учебно-тренировочные средства (
) рассчитываются по формуле:

Общие затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию УТС (
) рассчитываются по формуле:

Планируемый срок службы образца, год;

j =1, 2,… К ;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств планируемой к закупке в i -м году, шт.;

Общие затраты на приобретение и ввод в эксплуатацию j

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС, для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -я номенклатура учебно-тренировочных средств, шт.;

Срок службы j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, год.

Затраты на эксплуатацию учебно-тренировочных средств рассчитываются по формуле:

Номенклатура учебно-тренировочных средств, которая необходима для проведения подготовки экипажей образцов техники, j =1, 2 … К ;

Общее количество номенклатур учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, ед.;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -ый год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, необходимое для проведения подготовки экипажей образцов техники, шт.;

Годовые затраты на эксплуатацию j -ой номенклатуры учебно-тренировочных средств, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года;

Количество образцов техники (в том числе и АТ) в составе РОС для обеспечения подготовки экипажей которых предназначена j -ая номенклатура учебно-тренировочных средств, шт.

Затраты на покупку и доставку образца до места проведения эксплуатации (
) рассчитываются по формуле:

Затраты на подготовку водителей (экипажа)
рассчитываются по формуле:

Количество номенклатур расходных средств, используемых при проведении учебы;

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество расходных средств m -ой номенклатуры, расходуемых за год, m = 1, 2, … М, шт.;

Цена расходного средства m -ой номенклатуры, руб.;

Количество технических обслуживаний (ТО) после проведения учебы водителей (экипажей) за год, шт.;

Стоимость материалов для ТО образца АТ после проведения учебы водителей (экипажей), руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на применение по назначению образца АТ (
)рассчитываются по формуле:

Затраты на содержание экипажа образца АТ вычисляются следующим образом:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Количество членов экипажа образца АТ, чел.;

Средние годовые затраты на содержание одного члена экипажа образца, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на ГСМ по пробегу (
) рассчитываются по формуле:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Удельные затраты ГСМ на 1 км пробега образца, руб.;

Планируемый годовой пробег образца, км;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Удельные затраты ГСМ на 1 км пробега образца (
) рассчитываются по формуле:

Норма расхода топлива, л/1 км;

Суммарная надбавка к норме расхода топлива, %;


Оптовая цена топлива, моторного масла и низкозамерзающей охлаждающей жидкости соответственно, руб./1л;

Норма расхода моторного масла (низкозамерзающей охлаждающей жидкости) на 100 литров расхода топлива, л/100 л.

Затраты на техническое обслуживание и ремонт образца (
) рассчитываются по формуле:

Момент времени (расчетный год), к которому приводятся разновременные затраты;

- i -й год эксплуатации образца (i = 1, 2, …), год;

Вид технического обслуживания или ремонта (ТО-1, ТО-2, СО, ТР, СР) образца;

Количество видов ТОиР (кроме капитального ремонта) образца, планируемых в i -ом году, ед.;

Количество ТОиР j -го вида, которое планируется провести в i -ом году, ед.;

Затраты на проведение j -го вида ТОР, руб.

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года.

Затраты на j -ый вид технического обслуживания и ремонта (
) рассчитываются по формуле:

Вид технического обслуживания или ремонта (кроме капитального ремонта) образца АТ;

Трудоемкость проведения ТОиР j -го вида, нормо-час;

Средняя стоимость нормо-часа специалистов при выполнении j -го вида ТОиР образца АТ, руб.;

Стоимость запасных частей и материалов для j -го вида ТОР, руб.

Затраты на капитальный ремонт образца (
) рассчитываются по формуле:

i , К

Годы проведения первого и последнего КР;

Цена капитального ремонта образца, руб.;

Затраты на транспортирование образца до места проведения КР (затраты в один конец), руб.;

Коэффициент дисконтирования для i-го планируемого года.

Затраты на утилизацию образца (
) рассчитываются по формуле:

Цена утилизации образца АТ, руб.;

Цена образца, руб.;

Коэффициент остаточной стоимости образца в момент утилизации (показывает стоимость навесного оборудования и запасных частей образца, которые не подвергаются утилизации, а остаются в РОС для дальнейшего использования);

Затраты на транспортирование образца до места проведения утилизации, руб.;

Коэффициент дисконтирования для i -го планируемого года утилизации образца.

Коэффициент дисконтирования для i-го года планируемых затрат () рассчитывается по формуле:

Среднегодовые затраты на эксплуатацию образца (за период ЖЦ) (
) рассчитываются по формуле:

Удельные затраты на 1 км пробега образца (
) за период ЖЦ рассчитываются по формуле:

Изложенная последовательность формул позволяет объективно оценить прогнозируемые затраты на обеспечение эксплуатации образца автомобильной техники, учитывающие основные статьи затрат потребителя.

В-третьих, необходимо сделать расчеты сокращения прибыли, вызванного уходом потребителей. Если мы имеем дело с индивидуальным потребителем , упущенная прибыль равна стоимости жизненного цикла потребителя - текущей прибыли, которую компания могла бы получить, если бы покупатель не отказался от ее услуг. Одна ведущая компания по транспортным перевозкам рассчитала упущенную прибыль для группы потерянных потребителей следующим образом.  


Предположим, что компания производит расчет средней стоимости жизненного цикла потребителя.  

Несколько иной оттенок имеет понятие качества в технической практике. Здесь принято считать более качественной продукцию, отдельные свойства которой превосходят ранее достигнутые в отечественной или зарубежной промышленности. Показателем качества при этом становится мера совершенства конструкции, чистота обработки материала, мощность машины, производительность станка или какой-либо другой чисто технический параметр. Особенность такого понимания качества - его безотносительность к экономическим результатам потребления продукции. Конечно, такой голый техницизм в демонстративной форме в настоящее время почти изжит. К инженерам пришло осознание, что существенны не только сами по себе технические свойства продукта, но, главным образом, то, насколько они удовлетворяют определенную потребность . Поэтому техническое совершенство продукции признается потребителем лишь в той мере, в какой оно повышает степень его удовлетворения при заданном бюджетном ограничении . "Технически качество может быть очень высоким, а экономически - нет". [З.С.14]. Например, промышленный робот с 10-ю степенями свободы рабочих органов может заменить несколько рабочих сборщиков и сварщиков, но ввиду большой стоимости управляющей системы его применение пока экономически нецелесообразно. Слово "пока" здесь оттеняет важное соображение о том, что экономически целесообразный предел совершенствования технических параметров изделия это всегда вопрос меры, выявляемой оптимизационным расчетом для конкретного этапа жизненного цикла данного изделия. Со временем оптимальное значение любого качественного параметра сдвигается на более высокий уровень в технологически освоенной области. Но такой сдвиг не произволен, а обусловлен взаимодействием комплекса технических, экономических, социальных, демографических, экологических факторов . Стратегия управления качеством во многом опирается на экономически обоснованный факторный прогноз оптимальных величин качественных параметров продукции. Таким образом, будучи принципиально непрерывным и бесконечным, процесс повышения качества представляет известную из диалектики узловую линию мер, т.е. последовательных оптимальных для своего времени ступеней восхождения к совершенству. Это имеет огромное значение.  

Тогда прибыльность составит П = (1,0/4,0) X 100 = = 25% амортизационный срок службы - 40/4 = 10 лет В0 = 40/10 = 4,0 млн д.е. Преимущества этого метода простота расчетов и понимания, возможность сравнения альтернативных вариантов, учет амортизации и жизненного цикла продукции недостатки - игнорирует изменения в уровнях дохода и инвестиций в различные периоды (т.к. основан на заранее определенном уровне исполнения), пренебрегает тем, что денежные доходы , которые получены позже, не обладают той же стоимостью, что полученные ранее (т. е. млн д. е. в первый год имеет ту же ценность, что и в другие годы). К тому же нет достаточных обоснований определения прибыльности амортизации.  

В табл. 5.7 приведены результаты расчета остаточной стоимости данной техники по годам жизненного цикла (К), определяемой как разница между суммой остаточной стоимости техники предшествующего года (f i) и капитальных вложений данного года (Kt) и суммой возмещения стоимости (амортизации) в данном году  

Правильное использование модели приведенных дивидендов требует выполнения сложных расчетов. Каковы ожидаемые в будущем темпы роста компании в течение ее жизненного цикла Какой объем денежных средств будет генерировать компания Какую ставку дисконтирования следует применять при составлении прогноза денежных потоков Ответы на эти весьма непростые вопросы являются обязательными переменными, которые надо вводить в модель приведенных дивидендов. Трудности усугубляются опасением, что из-за неопределенности долгосрочных прогнозов применение этой модели станет сомнительным упражнением. Возникает и дополнительная проблема, связанная с тем, что стоимость весьма зависит от состояния компании малейшее изменение темпов ее роста или ставки дисконтирования может очень сильно повлиять на стоимость. Поэтому-то инвесторы для определения стоимости часто ищут короткие пути (используют модели второго порядка).  

Результаты проведенных исследований показывают, что поток инвестиций в реконструкцию и санацию существующей застройки в ближайшее время будет возрастать. Практика различных видов проектов восстановления зданий (ремонт, реконструкция, санация и др.) показывает, что максимальная стоимость таких работ не превышает 80 % сметной стоимости нового строительства подобных зданий, а в большинстве случаев колеблется от 25% до 50%. При этом существовавшие подходы к разработке и оценке проектов реконструкции и санации общественных зданий далеки от совершенства. Проекты не предусматривают разработку и сравнение вариантов, их оценку, выбор рационального, анализ жизненного цикла проекта (ЖЦП) определение его стоимости на начало проектирования с учетом дисконтирования, расчет рисков , а так же применение методологии Управления Проектами . как механизма реализации проектов.  

Расчет стоимости жизненного цикла (Life- y le osting) - Метод включения затрат приобретения , оперирования и размещения при рассмотрении различных альтернатив.  

Простота расчета Простота для понимания и традиции применения Соответствие общепринятым методам бухучета и, как следствие, доступность исходной информации Привязка к учетным данным (обычно доход определяют не по денежным потокам , а по данным бухгалтерского учета) Инвестиции производят для получения выгод, превышающих затраты. Критерий окупаемости показывает, когда инвестор сможет "вернуть свое", и ничего не говорит о том, какую выгоду принесет проект за пределами срока окупаемости . В результате инвестиционное предложение с меньшим сроком окупаемости может показаться более предпочтительным, чем вариант, способный принести больший суммарный доход Риск учитывается лишь косвенно (разность между длительностью жизненного цикла проекта и сроком окупаемости - это "запас времени" для того, чтобы проект стал экономически выгодным) Не учитывается альтернативная стоимость используемых для проекта ресурсов (денежных, кадровых, информационных и т.д). Неаддитивность (окупаемость проекта не равна сумме окупаемостей его этапов)  

Предположим, что аналогичные расчеты производит менеджер супермаркета. По его данным, средняя английская семья расходует на покупку бакалейных товаров около 50 в неделю, что составляет примерно 2,6 тыс. в год. В расчете на период

Случайные статьи

Вверх