Воцарение и правление василия шуйского
Василий IV Иванович Шуйский известен в российской истории как правящий с 1606 по 1610 год царь. Правитель происходил из...
Как вы понимаете слово «судьба»? Приходилось ли вам задумываться о судьбе какого-то человека, о судьбе целого народа, о собственной судьбе?
Словари толкуют судьбу в разных значениях. Наиболее распространены следующие: 1. В философии, мифологии — непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Божественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетности человека. Мне близко несколько эклектичное понимание судьбы как закономерной предопределенности свыше жизни отдельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справедливость афоризма «Человек — кузнец своего счастья» («Мы — кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собственных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопролития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огромными талантами, которыми судьба даровала нашу землю и которые помогают выживать даже в самых сложных обстоятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.
Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистических позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональное мастерство — и тогда судьба будет благосклонной.
В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
Слова «фатум», «рок» означают неизбежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роковой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются синонимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывается тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благосклонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выражение благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому народу Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счастливце баловень судьбы, можно определить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосочетания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.
Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попробуйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяжелых испытаний для всего советского народа, в период Великой Отечественной войны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его современников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского плена, потерю близких, погибших на передовой и в тылу, людей, не сломленных духовно и физически, пытавшихся и с успехом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть полезным «на всю оставшуюся жизнь». Таков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вышедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стремящийся поддержать только что начавшуюся жизнь сироты Вани.
С другой стороны, в рассказе перед нами предстает трагическая в самом высоком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверждающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл — вот судьба настоящего человека.
Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
1. Встреча рассказчика с Андреем Соколовым и Ваней. Начало повествования.
2. Довоенная жизнь героя.
3. Прощание с семьей.
4. Пленение.
5. В церкви.
7. Противостояние Соколова и Мюллера.
8. Подвиг и освобождение.
9. Известие о гибели семьи.
10. Вести о сыне. Гибель сына.
11. Встреча с Ванюшкой.
12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.
Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуациях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противниками. Несомненно, в этом отношении показателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед человеческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гордым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «поглядывают вроде помягче». Кульминацией жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Однако трагические события, и в этом особенности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он теряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Может, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба человеку? «И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим». Таким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет началом новой жизни и новой судьбы Андрея Соколова.
Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соколова.
В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очерка по предлагаемому плану. Можно предложить свое видение внешности героя, основных эпизодов рассказа, характеристики Андрея Соколова.
Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи.
Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, простого рабочего человека, плоть от плоти человека Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоциональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольклору.
Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попробуйте доказать, что это название, данное автором, самое удачное.
В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяжелых испытаний для всего советского народа, в период Великой Отечественной войны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его современников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского плена, потерю близких, погибших на передовой и в тылу, людей, не сломленных духовно и физически, пытавшихся и с успехом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть полезным «на всю оставшуюся жизнь». Таков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вышедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стремящийся поддержать только что начавшуюся жизнь сироты Вани. С другой стороны, в рассказе перед нами предстает трагическая в самом высоком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверждающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл - вот судьба настоящего человека.
На дне Тихого океана, в Р’льехе спит могучий древний бог - Ктулху. Его придумал писатель Говард Лавкрафт. По его рассказам снимают фильмы и делают игры. В 2018 году увидела свет очередная компьютерная игра, основанная на мире мифов Ктулху. поиграла в нее и делится впечатлениями.
Если вы где-то слышали, что произведения Говарда Лавкрафта обязательно должен прочитать любой человек, интересующийся ужастиками, то плюньте тому, кто вам это сказал, в рожу. Рассказы Говарда Лавкрафта можно читать только в качестве наказания. И вовсе не потому, что его истории внушают потусторонний страх, а потому, что они монотонно и адски скучно написаны.
События известного всем (по крайней мере по названию) рассказа «Зов Ктулху» разворачиваются примерно таким образом: главный герой находит в доме своего умершего двоюродного деда странный глиняный барельеф, на котором написано «Культ Ктулху». Дальше Лавкрафт поразительно занудно описывает то, как протагонист пытается найти обрывки информации о том, что это все значит, а заканчивается рассказ тем, что сошедший с ума норвежский моряк Йохансен рассказывает ему, как он и другие члены команды его судна нашли остров, на котором был Р’льех - подводный город, иногда всплывающий на поверхность.
Разумеется, ничем хорошим это не кончилось: команда набрела на большую дверь, из которой выскочил Ктулху - древнее божество с башкой в виде осьминога - и сожрал всех, кроме Йохансена, которому удалось бежать на яхте. Через несколько дней остров опустился в пучины морские, а Ктулху, отобедав, уснул и перестал наводить ужас на округу. И все. Вот практически весь сюжет знаменитого рассказа. Конечно, можно положиться на мнение литературных критиков начала ХХ века, которые боготворили Лавкрафта, но представить, что это повествование может кого-то напугать или хотя бы увлечь сегодня, очень сложно.
Тем не менее культовый статус Ктулху как элемента популярной культуры, а в последние пару десятков лет - персонажа интернет-фольклора заставляет киношников и игроделов время от времени выпускать произведения, основанные на мифологии Лавкрафта (именно основанные - потому что представить себе интересный фильм или игру, четко следующие сюжету его произведений, практически нереально). Иногда получается хорошо - как в случае с игрой Call of Cthulhu: Dark Corners of the Earth, вышедшей в 2005 году. Иногда - плохо, как в случае с игрой 2018 года.
Как сделать игру на основе произведений Лавкрафта в 2018 году, да так, чтобы она была интересной? Разработчики из студии Cyanide решили, что нашли рецепт: основой для их продукта станет идея о том, что главный герой постепенно погружается в безумие, а значит, сам игрок не будет понимать, что из происходящего на экране реальность, а что - продукт больного разума. К тому же их игра основана на бумажной настолке 1981 года выпуска, а значит, имеет элементы ролевой игры с необходимостью прокачки ключевых характеристик.
Вроде бы начало многообещающее. Действие разворачивается в 1920-х годах. Играть придется за Эдварда Пирса - частного сыщика и бывшего солдата, прошедшего Первую мировую, - по этой причине он постоянно видит кошмары и бухает как скотина, чтобы немного скрасить свою жизнь. К нему приходит отец женщины, жившей с мужем и сыном в усадьбе на острове Даркуотер - все они недавно погибли в пожаре, но мужчина не верит, что это была случайность. Соответственно, Пирсу придется сесть на корабль и поплыть на остров для того, чтобы расследовать это дело.
Прибыв на место преступления, детектив обнаруживает все оттенки зеленого цвета. В игре представлен бирюзовый, шартрез, изумрудный, фельдграу, а также другие, названия которых можно узнать, если открыть соответствующую статью в «Википедии». На этом, собственно, можно подвести черту под вопросом о дизайне уровней игры - в дальнейшем палитра будет меняться очень редко.
Так, ну и что тут у нас? Есть таверна с мрачными китобоями, есть берег - на нем мрачные китобои. Еще есть пьяные китобои и предводительница местной мафии, которая не дает главному герою попасть на склад, с которого он должен начать свое расследование. С самого начала игра всеми силами пытается показать, как много путей решения одной задачи она предлагает: один из NPC на голубом глазу практически так и заявляет Пирсу - мол, смотри, проблему можно решить так, но есть и другие решения! Другие диалоги - такие же корявые и нежизненные.
По сути, на каждом уровне протагонист заперт в «кишке», по которой ему предстоит бродить до полного опупения, пока он не поймет, чего же от него хотят. Хотят обычно немногого: чтобы он ходил. Ходил, пока это не осточертеет более чем полностью. Искал то, не знаю что. И, собственно, этот процесс и называется «расследованием».
А как же ролевая составляющая? Зачем прокачивать скиллы? Для того чтобы, скажем, лучше находить или понимать то или иное вещественное доказательство. Если Пирс нашел предмет, имеющий отношение к расследованию, и понял, зачем он нужен или что с ним произошло, ему становятся доступны новые вопросы в диалоге с другими персонажами. Впрочем, все это не особо нужно, так как на прохождение игры это почти не влияет. Причем это - лучшая часть игры.
Отбросим мысли о том, насколько неуместны аляповато вылепленные модели персонажей с выпученными зенками и обрывками тряпок вместо волос в 2018 году. Забудем о том, что если на лестнице в заброшенной усадьбе упала балка, перелезть через нее или подлезть под нее невозможно (хотя это, конечно, безобразие с точки зрения дизайна уровней).
После пары-тройки часов кажется, что создатели игры решили на лету поменять концепцию: долой однообразие, а то игрок заскучает. И теперь это будет не игра о расследовании, а некое подобие Outlast! Когда на тебя лезет всякая гадость из темноты. Здорово мы придумали, а?
Тут, кстати, и начинается погружение Пирса в безумие: только что полицейского, который сопровождал его с самого начала, порвали на британский флаг культисты, и вдруг вот он - стоит у кровати детектива в психушке, качает головой и говорит, что у того совсем кукуха съехала.
Скриншот: игра Call of Cthulhu
Судя по всему, у главного героя она действительно едет, потому что внезапно все исчезает, а по больничке за ним начинает гоняться один из лавкрафтовских монстров (что, кстати, игроку никак не объясняется). Бегает он совершенно рандомно, и никакую стратегию по уходу от него придумать нельзя - разве что спрятаться в шкафу. Но и там он вполне может найти Пирса.
Впрочем, довольно разнообразия. Большую часть игры детектив будет медленно сходить с ума (на что влияет его соприкосновение с миром неизведанного, выпивка, чтение оккультных книг и артефактов, разбросанных тут и там) и ходить. Очень много ходить. Ходить вперед, вправо, влево и иногда назад. Да, будет уровень со стелсом, а на одном даже дадут пострелять, но выглядит это настолько жалко, что хочется спросить создателей игры: ну зачем позориться-то? Не лучше ли было просто не включать это в игру? Но в целом - надо ходить. Да. Ходите, это полезно для здоровья.
По ходу сюжета в поле зрения Пирса будут появляться вроде бы многообещающие персонажи, которые исчезнут без следа, как будто бы их и не было, а их сюжетные арки повиснут в воздухе. Детектив соберет команду единомышленников для решения одной проблемы, которая минут через 20 разбежится. Можно ли избежать безумия - ведь в игре даже есть специальный экран, на котором можно следить за его развитием? Нет! Нельзя! Пирс все равно так или иначе сойдет с ума. Разные способы решения одной проблемы иногда будут ему предоставляться, но все они приведут к одному результату. Никаких реальных последствий действия игрока не имеют.
В итоге игроку предлагается выбрать одну из четырех концовок (в зависимости от прокачанности того или иного умения их может быть меньше), на которые, опять же, никак не влияет выбор, сделанный ранее. Да и думать о том, какую из них выбрать, не хочется, поскольку все происходящее вокруг выглядит жутко криво и неестественно, а персонажи не вызывают никакой эмпатии. Что воля, что неволя - все равно. Да, да, вы очень здорово придумали - не показать, происходило ли все в реальности или это лишь порождения больного мозга Пирса. Возьмите с полки пирожок.
Call of Ctulhu действительно достойна своих корней. Точно так же, как и лавкрафтовский рассказ, она нудная, затянутая и не способна породить ни одной эмоции - ни положительной, ни отрицательной. Впрочем, в тех местах, где, видимо, следует испугаться, иногда начинаешь хохотать до слез: ну нельзя такое выпускать сейчас!
Великая Отечественная война прошла сквозь судьбы миллионов советских людей, оставив о себе тяжелую память: боль, гнев, страдание, страх. Многие в годы войны потеряли самых дорогих и близких людей, многие испытали тяжелые лишения. Переосмысление военных...
В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души. Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова...
Враги сожгли родную хату, Сгубили всю его семью. Куда ж теперь идти солдату, Кому нести печаль свою? М. В. Исаковский «Судьба человека» - это рассказ о том, как человек победил свою судьбу, и символом этой победы стал ребёнок. На фронте и в немецком...
О красоте души советского человека говорится в рассказу М. Шолохова "СЧ", в котором герой сумел подняться над своей личной трагической судьбой и жизнью, во имя жизни одолеть смерть. Андрей Соколов рассказывает о своей жизнью, которая была полна...
Русский человек вынес все ужасы войны и ценой личных утрат завоевал победу, независимость своей родины. Лучшие черты русского характера, благодаря силе которого была одержана победа в Великой Отечественной войне, М. Шолохов воплотил в главном герое рассказа...
Бой идет святой и правый, Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле. А. Твардовский Закончилась самая страшная и кровавая вторая мировая война, но кто-то вынашивал планы новой. Писатель-гуманист Михаил Александрович Шолохов выступил со страстным...
Сочинение
Словари толкуют судьбу в разных значениях. Наиболее распространены следующие: 1. В философии, мифологии - непостижимая предопределенность событий и поступков. 2. В обыденном словоупотреблении: участь, доля, стечение обстоятельств, жизненный путь. Православие противопоставляет идее судьбы Божественный промысел, Божественное провидение, Божественную волю. С этой точки зрения вера в судьбу как в безличную силу исходит от суетности человека. Мне близко несколько эклектичное понимание судьбы как закономерной предопределенности свыше жизни отдельного индивида или целого народа. Я, к примеру, не особенно верю в справедливость афоризма «Человек - кузнец своего счастья» («Мы - кузнецы, и дух наш молод, куем мы к счастию ключи!»). Жизненные обстоятельства, определяемые судьбой, часто оказываются сильнее собственных усилий и планов. Если говорить о судьбе нашей великой и многострадальной России, то ее уделом на протяжении всей истории были тяжелые, опустошительные войны, внутренние катастрофы, кровопролития, неудачные, не достигающие целей реформы. И все это наряду с теми огромными талантами, которыми судьба даровала нашу землю и которые помогают выживать даже в самых сложных обстоятельствах. Нашей судьбой стал героизм нашего народа, помогающий выстоять и победить в самых суровых испытаниях.
Признавая судьбу как предопределение свыше, нельзя стоять на пессимистических позициях и покорно ожидать, когда все свершится без нашего участия. Нужно действовать, учиться, совершенствовать свое духовное развитие, профессиональное мастерство - и тогда судьба будет благосклонной.
В кратком словаре синонимов русского языка слову «судьба» даны такие синонимы: «доля», «удел», «жребий», «участь», «предопределение», «рок», «фатум». Смогли бы вы объяснить разницу между этими словами?
Слова «фатум», «рок» означают неизбежность исполнения предназначений судьбы, отсюда прилагательные «роковой», «фатальный» с некоей трагической коннотацией, т. е. окраской. Примерно с таким же оттенком употребляются синонимы «участь», «удел». «Жребий» может быть счастливым, он как бы выигрывается тем или иным человеком у высших сил, которые проявляют к нему благосклонность. «Предопределение» звучит торжественно, может быть как выражение благосклонности, так и суровости, проявляемых к человеку или целому народу Божественными силами. «Судьба» же в этом ряду представляет собой более широкое понятие. Можно сказать о счастливце баловень судьбы, можно определить неудачника как пасынка судьбы, можно эпитеты горькая и счастливая отнести к понятию «доля», но словосочетания завидный рок, великолепный фатум употреблять нельзя.
Как вы понимаете название рассказа «Судьба человека»? Почему не «Судьба Соколова»? Попробуйте доказать, что это, название, данное автором, самое удачное.
В смысл названия рассказа вложено и философское и конкретно-историческое понимание слова «судьба». В годы тяжелых испытаний для всего советского народа, в период Великой Отечественной войны, это была судьба не одного человека Андрея Соколова, но и множества его современников, прошедших тяжелейшие страдания: фронт, муки фашистского плена, потерю близких, погибших на передовой и в тылу, людей, не сломленных духовно и физически, пытавшихся и с успехом бороться за победу, и сохранять свое человеческое достоинство, чтобы быть полезным «на всю оставшуюся жизнь». Таков Андрей Соколов, прошедший какие только можно испытания, с честью вышедший из них и после окончания войны, оставшись одиноким на всей земле, стремящийся поддержать только что начавшуюся жизнь сироты Вани.
С другой стороны, в рассказе перед нами предстает трагическая в самом высоком смысле этого слова судьба человека, вышедшая за рамки времени создания произведения. Несмотря на потерю всего, слабое здоровье, тяжелые воспоминания и предчувствия, Андрей Соколов выступает как хранитель и защитник сложившихся в течение тысячелетий общечеловеческих духовных святынь, всем своим опытом, всей своей трагической судьбой утверждающий их незыблемость. Пройти через трагические события жизни и сохранить ее высокий нравственный смысл - вот судьба настоящего человека.
Составьте план рассказа и выделите в нем тот пункт, который указывает на кульминацию.
План
1. Встреча рассказчика с Андреем Соколовым и Ваней. Начало повествования.
2. Довоенная жизнь героя.
3. Прощание с семьей.
4. Пленение.
5. В церкви.
7. Противостояние Соколова и Мюллера.
8. Подвиг и освобождение.
9. Известие о гибели семьи.
10. Вести о сыне. Гибель сына.
11. Встреча с Ванюшкой.
12. Окончание рассказа. Прощание с рассказчиком.
Кульминационные моменты связаны с утверждением в драматических ситуациях нравственного превосходства героя, простого человека, над своими противниками. Несомненно, в этом отношении показателен поединок его с Мюллером, предлагающим выпить перед смертью за победу немецкого оружия. Он не только принудил Мюллера отступить перед человеческим достоинством русского солдата, признать его, но и пробудить своим гордым поведением хоть на миг в том же Мюллере и в других сидящих за столом что-то человеческое: «рассмеялись», «поглядывают вроде помягче». Кульминацией жизни в плену можно считать и захват немецкого майора и освобождение. Однако трагические события, и в этом особенности этого шолоховского произведения, не завершаются, а даже нарастают: он теряет семью, затем вроде бы обретает сына и хоронит его в самый день победы. Может, здесь и есть кульминация, верх всех несчастий, которые послала судьба человеку? «И если в столкновениях с гитлеровцами Андрей сохранил свое человеческое достоинство, свою сопротивляемость злу, то в испытаниях своей и чужой бедой он обнаружил нерастраченную чуткость, невытравленную потребность дарить тепло и заботу другим». Таким образом, события личной трагедии, полное одиночество подготовили в качестве развязки сюжета встречу с маленьким Ваней, жизнь вдвоем с которым станет началом новой жизни и новой судьбы Андрея Соколова.
Подготовьте рассказ о судьбе Андрея Соколова.
В качестве ответа на этот вопрос можно пойти путем пересказа содержания очерка по предлагаемому плану. Можно предложить свое видение внешности героя, основных эпизодов рассказа, характеристики Андрея Соколова.
Покажите, чем вызвано активное включение в рассказ разговорной речи.
Перед нами судьба человека из народа, уроженца Воронежской области, простого рабочего человека, плоть от плоти человека Русской земли, любящего родину, свой народ. Он эмоционален, а эмоциональность обусловливает использование разговорной народной речи, обращение к крупицам народной мудрости, фольклору.
Разговорная народная речь помогает рассказчику выразить свою иронию по отношению к врагам, например, Соколов так рисует гитлеровского инженер-майора: «В заду плечистый, как справная баба». Таков рассказ о знании Мюллером русского языка и русского мата.
Трагические моменты также окрашиваются разговорной народной речью - «друзья-товарищи», «поскорбел душой», «горючая слеза», «последний путь», «за что же ты меня, жизнь, так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке» и др.
В композиции рассказа Андрея Соколова можно выделить приемы, свойственные русскому фольклору: зачин, присказки, параллелизмы, повторы, обрамления. Все это подчеркивает, что темой рассказа Шолохова является судьба многострадального русского человека.