По праву памяти вступление

Александр Твардовский. По праву памяти. "Основной смысл и значение произведения для периода в котором оно было написано" и получил лучший ответ

Ответ от ГАЛИНА[гуру]
В жанрово-тематическом плане - это лирико-философское раздумье,
«дорожный дневник» , с ослабленной сюжетностью.
Действующие лица поэмы -необъятная Советская страна, её люди, стремительный разворот их дел и свершений.
Текст поэмы содержит шутливое признание автора - пассажира поезда «Москва - Владивосток» . Три дали прозревает художник: неоглядность географических просторов России; историческую даль как преемственность поколений и осознание неразрывной связи времен и судеб, наконец, бездонность нравственных запасников души лирического героя.
Поэма «По праву памяти» мыслилась первоначально автором как одна из «дополнительных» глав к поэме «За далью - даль» , приобрела в ходе работы самостоятельный характер. Хотя «По праву памяти» не имеет в подзаголовке жанрового обозначения, а сам поэт, верный понятиям литературной скромности, называл порой это произведение стихотворным «циклом» , вполне очевидно, что это лирическая поэма, последняя крупная работа автора «Василия Теркина» . Она была закончена и самим поэтом подготовлена к печати за два года до его кончины. Во вступлении Твардовский заявляет, что это откровенные строки, исповедь души:
Перед лицом, ушедших былей
Не вправе ты кривить душой, -
Ведь эти были оплатили
Мы платой самою большой…
Поэма композиционно распадается на три части.
В первой части поэт с теплым чувством, немного иронично вспоминает свои
юношеские мечты и планы.
И где, кому из нас придется,
В каком году, в каком краю
За петушиной той хрипотцей
Расслышать молодость свою.
Мечты эти чистые и высокие: жить и трудиться на благо Родины. А если понадобится,
то и жизнь свою отдать за нее. Красивые юношеские мечты.
Поэт с легкой горечью вспоминает то наивное время и юнцов, которые и помыслить не могли, сколько тяжких и суровых испытаний готовит им судьба:
Готовы были мы к походу
Что проще может быть:
Любить родную землю-мать,
Чтоб за нее в огонь и в воду.
А если - То и жизнь отдать…
Лишь от себя теперь добавим.
Что проще - да. Но что сложней?
Вторая глава «Сын за отца не отвечает» самая трагичная и в поэме, да и во всем творчестве. Незаконно раскулаченная семья Твардовских была сослана в Сибирь.
В России остался только Александр Трифонович из-за того, что жил отдельно от семьи
в Смоленске. Облегчить участь сосланных он не мог. Фактически он отказался от семьи. Это мучало поэта всю жизнь. Эта незаживающая рана Твардовского вылилась в поэму «По праву памяти» .
Конец твоим лихим невзгодам,
Держись бодрей, не прячь лица.
Благодари отца народов. Что он простил тебе отца.
Тяжелое время, в котором не могут разобраться философы вот уже пятьдесят лет спустя. А что же говорить о юноше, свято верящем в официальную пропаганду и идеологию. Двойственность ситуации нашла свое отражение и в поэме.
Да, он умел без оговорок,
Внезапно - как уж припечет -
Любой своих просчетов ворох
Перенести на чей-то счет:
На чье-то вражье искаженье
Того, что возвещал завет
. На чье-то головокруженье
От им предсказанных побед.
Поэт стремится осмыслить ход истории. Понять, в чем была вина репрессированных народов. Кто допустил такое положение вещей, когда один решал судьбы народов.
И все были виновны перед ним уже в том, что были живы.
В третьей главе поэмы Твардовский утверждает право человека на память.
Мы не вправе забывать ничего. Пока мы помним, «живы» наши предки, их дела и подвиги. Память-это привилегия человека, и он не может добровольно отказаться
от Божьего дара в угоду кому бы то ни было.
Поэт утверждает:
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу…
Эта поэма -своеобразное покаяние Твардовского за свои юношеские поступки, ошибки. Все мы совершаем ошибки в молодости, порой роковые, а вот поэм это в нас не рождает. У большого поэта даже горе и слезы выливаются в гениальные стихи.
А вы, что ныне норовите
Вернуть былую благодать,
Так вы уж Сталина зовите-
Он Богом был -
Он может встать.

Автор вспоминает, как в далекой юности с товарищем они жили заветным замыслом дорваться до всех наук. Друзьям казалось, что никакие преграды им нипо-чем, поскольку главное в жизни — не трусить, не лгать, любить свою землю, быть верным народу. Молодые люди представляли, как вернутся потом на родину великолепными московскими гостями, как будут гордить-ся родители и обмирать девушки на танцах. Никто не мог предположить, что готовила им судьба в будущем. Сейчас автору кажется, что те юношеские мечты посещали его «жизнь тому назад» — столько пришлось ему пережить за прошедшие годы.

2. Сын за отца не отвечает

Эти пять слов были сказаны в кремлевском зале "вершителем земным" судеб, И. Сталиным. Автор обращается к молодому поколению, которому уже трудно представить, какой резонанс имела в обществе эта короткая фраза. Для людей его, автора, поколения анкетная графа о происхождении имела «зловещий» смысл. В сталинское время те, кому с графой не повезло, подставляли «для несмываемой отметки» свое чело, чтобы всегда быть под рукой, «на случай нехватки классовых врагов». Самые близкие друзья отворачивались и боялись сказать слово в защиту «сына врага народа», который, в большинстве случаев лично ничем не провинился перед режимом, но должен был нести кару за «прегрешение» отца. После исторического заявления Сталина же можно было благодарить вождя за то, что он простил родного отца.

Сталину, впрочем, не пришло вовремя на ум, что такой «реабилитированный» сын вполне мог бы ответить за несправедливо осужденного отца — того, что работал всегда в поте лица, и приходя домой обедать, клал на стол усталые рабочие руки. На этих руках не было отдельных мозолей — она была сплошная.

Автор слышит в свой адрес обвинения в сердобольности, в попытке смотреть на вещи «с кулацкой колокольни» и «лить воду на мельницу врага». Автору уже надоело «слышать эхо древних лет», ведь ни колоколен, не мельниц тех нет на свете уже давно. Зато сам крестьянин, «голоштанный помощник» Советской власти, ни в чем не ее упрекал, а только славословил и благодарил за «земельку долгожданную» Любой репрессированный искренне верил, что несправедливый приговор будет немедленно отменен, едва Сталин лично «в Кремле письмо его прочтет». Крестьяне, выселенные с насиженных мест, не унывали, и переходили в рабочий класс. Теперь эта почетная дорога была для них открыта: ведь сын за отца не отвечал. Однако скоро все пошло по-прежнему. Стране, казалось, все не хватало клейменых сыновей. Только война предоставляла «право на смерть и даже долю славы». Страшно было только пропасть без вести или же оказаться в плену. Тогда приходилось проследовать под гром победы с двойным клеймом из плена в плен. Вряд ли Родина стала счастливей, собрав рать своих сынов под небом Магадана. У советских людей появился в лице Сталина новый бог, звавший «отринь отца и мать отринь»... В особенности это касалось национальных окраин, переселенных народов — крымских татар и пр. Автор свидетельствует о том, что отец как раз должен отвечать головой за сына, и жаль, что сам Сталин не стал ответчиком ни за своего сына, ни за дочь.

3. О памяти

Автор считает, что нельзя забывать «крестный путь» тех, кто стал «лагерной пылью». Впрочем, об этом постоянно «забыть велят и просят лаской» для того, чтобы не смущать непосвященных оглаской. Однако автор не видит вокруг себя непосвященных: вся страна знала о репрессиях, даже если человека лично они не коснулись, то наверняка «мимоездом, мимоходом». Именно с поэта впоследствии «взыщется», он обязан будет объяснить «пытливой дочке-комсомолке», «зачем и чья опека к статье забытой отнесла неназываемого века недоброй памяти дела». Новое поколение тоже должно знать правду о прошлом, поскольку «кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Автор думает, что невероятная популярность Сталина в народе, несмотря на все его свершения, объяснялась в том числе и тем, что мы рукоплескали всегда не одному лишь ему. Казалось, что всегда был рядом Ленин - тот, кто не любил оваций. Не случайно в народе бытовала поговорка: «вот если б Ленин встал из гроба, на все, что стало, поглядел». Автор сравнивает подобные суждения с детским лепетом безответственных людей. Мы сами виноваты во всем, что происходило, нам самим расхлебывать заваренную нами кашу, «и Ленин нас судить не встанет». Если уж непременно хочется «вернуть былую благодать», автор советует вызывать дух Сталина: «Он богом был, он может встать». К тому же «вечная жизнь» Сталина продолжается в его китайском преемнике (Мао Цзе Дун).

Анализ

Произведение в первую очередь примечательно тем, что было искренней попыткой человека старшего поколения осмыслить трагические страницы истории страны, связанные с репрессиями 30-х годов и "культом личности" Сталина. В своей собственной судьбе ("сын врагов народа") автор видит отражение судеб миллионов незаслуженно униженных людей, он призывает не забывать беззаконно уничтоженных в лагерях людей. Вместе с тем произведение является типичным примером творчества так называемых "шестидесятников" и в нем отразились не только темы и "социальные проблемы", характерные для деятелей и - шире - поколения шестидесятых, но и присущие им иллюзии, в частности, об извращении Сталиным ленинских идей, об изначальной верности "идеи", о "возвращении к Ленину" и проч.

Известная поэма Александра Твардовского «По праву памяти», краткое содержание которой можно найти в этой статье, является последним и итоговым произведением поэта. Известно, что работа над этой поэмой длилась долго, но ее замысел он вынашивал в себе всю жизнь, пройдя через те испытания, которые и легли в основу сюжета.

История создания

Впервые поэма «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, была напечатана во втором номере известного журнале «Знамя». В том же 1987 году ее опубликовали в третьем номере журнала «Новый мир». Известно, что поэт начала свою работу над произведением в 1963 году, и она продолжалась на протяжении шести лет. Тогда же в 1969 году было напечатано несколько фрагментов из текста.

В поэме есть и небольшое предисловие, которое написано Марией Твардовской. В нем объяснялось, что такой срок написания произведения связан со смертью матери поэта.

Поэма Твардовского написана в форме исповеди. Повествование идет лирическое, и все, о чем пишет автор, касается судьбы самого поэта. В произведении «По праву памяти», краткое содержание которой есть в этой статье, нет глав, которые бы имели сюжетные повествования. Это в первую очередь исповедальное произведение, и оно является своеобразным монологом автора. Поэт рассказывает о том, что им было пережито в годы коллективизации. Все, рассказанное Твардовским, было забыто на многие годы, так как на подобные темы нельзя было говорить.

В поэме звучит монолог, наполненный горечью и скорбью. Автор пишет о том, как сложилась судьба его отца. Рассказывает, как прошла юность самого поэта, который сам был постоянно подвержен гонениям. Читатель хорошо чувствует гражданскую позицию автора. Название произведения не случайно. Право памяти - это личная боль поэта Твардовского.

Тема покаяния

Жизнь самого поэта Твардовского связана с теми страшными и трагическими годами, которые пережил русский народ. Он решил в поэме «По праву памяти», краткое содержание которой есть в статье, показать ужасные сталинские репрессии и хрущевскую оттепель.

Главная тема поэмы - покаяние. Автор говорит о том, что проблема памяти постепенно перерастает в проблему ответственности будущего поколения. Мастер говорит: молодые люди не желают разбираться в том, что было в прошлом. Автор считает, что человек не имеет право забывать страшное прошлое своей страны и своего народа. Ведь если все забыть, то трагические и страшные последствия неизбежны. Связь поколений находит сильное звучание в произведении Александра Трифоновича Твардовского.

Пережив арест отца, автор показывает, как сложно выжить в обществе, если на ребенке уже поставили клеймо «сын врага народа». И чтобы жизнь протекала по-другому, нужно было отказаться от отца, то есть предать самого близкого и родного человека. И в этом заключается трагедия отдельного гражданина и всего поколения. Отсюда и такое двойственное отношение к Сталину: как к сильной личности и тирану. Поэт считает, что молодое поколение должно знать суровую правду о страшном времени правления вождя. Неудивительно, что тема покаяния оказывается основной в поэме.

Твардовский, «По праву памяти»: краткое содержание по главам

В первой части поэмы А. Т. Твардовского («Перед отлетом») показаны деревенские ребята, которые молоды, полны сил и строят планы на будущее. Они желают служить во благо своей Родины. Но уже во второй части («Сын за отца не отвечает») показана семья, которая сослана в Сибирь. Что-то изменить к лучшему в их жизни уже невозможно. Молодой деревенский мальчишка, который верил в эту страну, получил удар в спину. И его крик - свой крик души - показывает и описывает Твардовский. «По праву памяти», краткое содержание которой изложено в этой статье, показывает очень важные вещи. Читатель видит, как лирический герой желает понять, разобраться и осмыслить все то, что произошло с ним и его семьей.

Третья часть поэмы называется «О памяти». В ней автор обращается к своему читателю и просит никогда не забывать страшные страницы нашей истории.

Анализ поэмы

Автобиографическая поэма «По праву памяти», краткое содержание которой мы рассматриваем, делится на три части. Первая - это радужные и прекрасные впечатления юности, когда еще строятся надежды. Но настроение второй части поэмы резко меняется. Через всю главу проходит боль самого автора, который стал «врагом народа». Чтобы получить личную свободу, нужно отказаться от родственников. Но герой произведения не желает этого делать. Он желает заступиться на своего отца. Создает его образ. Описание труженика, крестьянина с большими руками, становится ключевым. Поэт не старается оправдаться. Он просто не считает себя виноватым за то, что, даже не участвуя в злодеяниях того времени, он, как и многие другие, оставался молча в стороне. И расплатой за такое поведение становятся огромнейшие нравственные муки, которые длятся десятилетиями.

Третья глава - это итог раздумий автора о его жизни, которую он прожил. Твардовский размышляет о том, что он успел сделать и как пережил все те трудности, которые выпали на его долю. Основная мысль этой части - это историческая память, которая всегда должна жить. Это и будет искуплением вины и неким покаянием.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: определить жанровые особенности и идейное содержание поэмы «По праву памяти».

3 слайд

Описание слайда:

Поэму-цикл «По праву памяти» Твардовский написал в последние годы жизни (1966-1969). Это произведение трагедийного звучания. Это социальное и лирико-философское раздумье о мучительных путях истории, о судьбах отдельных личностей, о драматической судьбе своей семьи, отца, матери, братьев. Будучи глубоко личностной исповедальной, «По праву памяти» вместе с тем выражает народную точку зрения на трагические явления прошлого.

4 слайд

Описание слайда:

Хотя поэма «По праву памяти» создавалась в 60-е годы, но была опубликована только много лет спустя - в 1987 году, долгие годы она находилась под запретом. Задумывалось новое произведение как «Глава дополнительная» к поэме «За далью - даль». Работа над новой главой была продиктована ощущением некоторой недосказанности о «времени и о себе».

5 слайд

Описание слайда:

Позже «Глава дополнительная» вылилась в совершенно новое произведение. Она отразила острую реакцию автора на перемену общественной обстановки во второй половине 60-х годов. В его словах: «Да, жизнь. Сплошная тьма надвинулась», «дни глухие», «в нынешней муторной обстановке...» - глубокое ощущение ситуации, в которой приходилось работать, точнее, определение того, что происходило тогда в стране: попытки реабилитировать Сталина; вновь возвеличить его, замалчивание решений ХХ съезда, осудившего культ личности Сталина, опасность возрождения нового культа - брежневского, беспредельная сила тоталитаризма, обрушившегося на духовные основы общества, власть жёсткой цензуры...

6 слайд

Описание слайда:

Инспирированное дело Солженицына, процессы Синявского, Даниэля, генерала Григоренко, заказные статьи-доносы (например, «письмо одиннадцати»), сфабрикованные «письма трудящихся», публиковавшиеся в центральной печати, - всё это приметы времени.

7 слайд

Описание слайда:

Твардовский, по признанию многих, - личность, уже как бы своим присутствием влияющая на духовный климат времени. В стихотворении Расула Гамзатова «Костер Твардовского» есть такие строки: И у свободы он в почёте, И не подвластен никому. И ложь в сусальной позолоте Не может подступить к нему.

8 слайд

Описание слайда:

Становилось всё заметнее, что направление журнала «Новый мир», в котором работал Твардовский (1950-1954, 1958-1970), объективно приобретало оппозиционный характер. И это главному редактору «Нового мира» отомстилось.

9 слайд

Описание слайда:

10 августа 1968 года А. Твардовский писал А. Кондратовичу: «Дела с журналом архитяжкие... Никогда ещё, так называемые, события международной жизни не касались так непосредственно журнала и моей собственной». Твардовский имел в виду чехословацкие события. В августе 1968 года советские войска вошли в Чехословакию, на улицах Праги появились советские танки. В рабочей тетради поэта появилась такая запись (от 29 августа 1968 года): Что делать мне с тобой, моя присяга, Где взять слова, чтоб рассказать о том, Как в сорок пятом нас встречала Прага И как встречает в шестьдесят восьмом.

10 слайд

Описание слайда:

Осудив эту акцию, Твардовский отказался поставить свою подпись под открытым письмом писателям Чехословакии, «подписанным виднейшими литераторами Советского Союза». Гонцу, который приезжал к Твардовскому на дачу с письмом, поэт сказал: «Я бы мог все подписать, но только до танков и вместо танков». А в его письме в Союз писателей говорилось: «Письмо писателям Чехословакии подписать решительно не могу, так как его содержание представляется мне весьма невыгодным для чести и совести советского писателя».

11 слайд

Описание слайда:

Это Поступок. Человеческий. Гражданский. В словах Твардовского - сила нравственного и духовного сопротивления. И это вызвало раздражение у чиновников от литературы, недругов поэта. Враги журнала - секретари ЦК, редакторы Главлита, цензоры, инструкторы, консультанты - целый щедринский мир - ополчились на «Новый мир» и его главного редактора. Все попытки опубликовать поэму оказались тщетными. «Я почувствовал, - говорил Твардовский, - что я упираюсь в резиновую стенку».

12 слайд

Описание слайда:

Поэму «По праву памяти» называют «завещанием» не только поэта, но и деятеля русской литературы. А. Твардовский: «...почувствовал... то, что мне… нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль моей жизни...»

13 слайд

Описание слайда:

«По праву памяти»: чтение, анализ, обсуждение. - Каковы основные темы произведения? тема раскаяния и личной вины человека; тема памяти и забвения; тема исторического возмездия; тема «сыновней ответственности». - Что из себя представляет композиция поэмы?

14 слайд

Описание слайда:

Поэма «По праву памяти» представляет собой трёхчастную композицию. Первая глава «Перед отлётом» по своему содержанию примыкает к главе «друг детства» из поэмы «За далью - даль», как бы предваряет её. Писалась эта глава как обращение к другу юности. Стихи передают атмосферу доверительности, в которой и можно вести разговор о сокровенном.

15 слайд

Описание слайда:

К этому побуждали сами обстоятельства: друзья покидали отчий дом. «Перед отлётом» - сама по себе эта ситуация романтическая: Мы собирались в путь далекий Из первой юности своей.

16 слайд

Описание слайда:

Высота помыслов, юношеский максимализм, романтическая мечта раскрывают их облик. Два друга - «мыслитель и поэт» - прекрасны: Мы жили замыслом заветным Дорваться вдруг До всех наук Со всем запасом их несметным - И уж не выпускать из рук. Готовы были мы к походу Что проще может быть. Не лгать, Не трусить, Верным быть народу, Любить родную землю-мать, Чтоб за неё в огонь и в воду А если - то и жизнь отдать.

17 слайд

Описание слайда:

Лирическая концовка главы «Перед отлетом» исполнена глубокого смысла: жизнь проходит, а верность юношеским идеалам сохранилась. По ним поэт выверяет свою судьбу.

18 слайд

Описание слайда:

Первая и вторая главы контрастны по своей интонации. «Сын за отца не отвечает» - эти слова вынесены в заглавие второй части поэмы, с них она начинается. Повторяясь, эти слова получают всё новое и новое смысловое и эмоциональное наполнение. Именно повтор позволяет проследить за развитием темы «пяти слов».

19 слайд

Описание слайда:

Вторая глава занимает особое место в поэме «По праву памяти». Являясь ключевой, она «держит» всю поэму. Твардовский знал, что ее напечатать нельзя. «А тогда на чем же будет держаться цикл? Получается жидковато». В теме Сталина автор вычленил аспект, которого до него никто не трогал, - тему «пяти слов»: «Сын за отца не отвечает». Она оказалась необычайно емкой. Восстанавливая некогда замалчиваемые страницы советской истории, автор обозначил и масштабы народной трагедии, и глубину личной трагедии.

20 слайд

Описание слайда:

«Так это было» - эти слова можно отнести и к поэме «По праву памяти». Образ Сталина, картина порядков, им насаждаемых, даны в произведении крупно, бескомпромиссно. Сын за отца не отвечает - Пять слов по счету, ровно пять. Но что они в себе вмещают. Вам, молодым, не вдруг обнять. Их обронил в кремлевском зале Тот, кто для всех нас был одним Судеб вершителем земным, Кого народы величали На торжествах отцом родным.

Произведение А.Т. Твардовского «По праву памяти» является автобиографией, в которой поэт описывает не только свою трагичную жизнь, но и жизнь всех людей, пострадавших от репрессий жестокого тирана.

Поэма Твардовского разделена на три части: в первой главе идёт описание юношеских побуждений, мечты молодого человека, стремящегося к процветанию своей отчизны, ради которой он готов на всё. Юноша стремится к знаниям, которые дадут ему возможность принести пользу Родине и народу.

Чистые помыслы юного человека разбились о жестокую реальность происходящего. Соприкоснувшись с грубой действительностью, поэт ощущает глубокие разочарования в своих светлых мечтах, о чём читатель узнаёт из второй части произведения писателя. Твардовскому пришлось на собственном опыте испытать презрение и осуждение общества, порицающего его за то, в чём он не был виноват. Он не имел возможности оказать какую-либо помощь своей семье, несправедливо отбывающей пожизненное наказание в Сибири, за что и получил нелицеприятное прозвище предателя, отрёкшегося от самых близких и дорогих ему людей. В этот момент идёт переоценка ценностей поэта, он по другому смотрит на жизнь, выражая свою боль и горечь в поэтических строках, близких пониманию фактически большинства людей.

С иронией писатель относится к тому, что великий вождь даёт разрешение не отвечать за поступки отца. Здравомыслящий человек понимает сущность необъективных и противоестественных действий руководителя страны. В голове не укладывается, как сын раскулаченного крестьянина не может отстоять справедливость, заступиться за своего родителя, честного трудящегося, почему он должен от него отказаться.

В третьей части своего произведения, автор призывает всегда помнить о своих близких людях. Как бы не была тяжела и страшна история своего народа, молодежь должна принять ее, таковой, какова она есть. Прошлого не изменить. Некоторые граждане прячут неприглядное прошлое своей страны, не позволяя потомкам видеть точную картину становления государства. По словам автора это неправильно. Молодежь должна знать свою историю, чтобы помнить. Твардовский не жалеет, что все пошло не так, как он грезил. Он переосмыслил произошедшие события и принял их. По его словам, в какой – то степени виноваты сами люди, что допустили это, и теперь приходится платить по счетам.

В конце повествования Твардовский говорит о том, что память – это величайшая способность каждого человека, и мы ни вправе не признавать ее. Пока люди помнят о подвигах своих родителей, он живы, а если не будем вспоминать, то они умрут навсегда.

Это произведение стало, в каком - то смысле, криком души Твардовского. Благодаря его писательскому таланту, мы доподлинно узнали о жизни своих сограждан во время сталинских репрессий. Обо всех тяготах и лишениях, которые им пришлось пережить. Это непростое время, стало началом новой истории нашего государства, и мы, ныне живущее поколение, не имеем права забыть свое прошлое, это с человеческой точки зрения будет подло и неправильно.

Картинка или рисунок По праву памяти

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание На всякого мудреца довольно простоты Островского

    Произведение начинается с описания семейства Глумовых, которое живет в московской достаточно приличной квартире. Читателей привлекает разговор Егора Глумова со своей матерью о продвижении по службе в обществе

  • Краткое содержание Быков Дожить до рассвета

    Великая Отечественная Война. Зима. Отряд специального назначения под командованием лейтенанта Ивановского отправился на важное задание. За ночь нужно было управиться.

  • Краткое содержание Екимов Ночь исцеления

    К бабушке приезжает покататься на лыжах внук. Лыжная прогулка так увлекла его, что ехать домой уже поздно – нужно переночевать. Рисуется портрет классической заботливой и доброй бабушки. Она постоянно суетится по дому

  • Краткое содержание Бумажная победа Улицкая

    Повествование Бумажная победа вошедшее в серию произведений Людмилы Улицкой под названием Детство 49, рассказывает о мальчишке по имени Гена Пираплетчиков. Помимо глупой фамилии, которую парень расценивал, как оскорбление

  • Краткое содержание Куприн Юнкера

    Наступил конец августа. Алеша Александров недавно окончил кадетский корпус. Алешу зачислили в юнкерское пехотное училище имени императора Александра II. Он ходил в гости к Синельниковым, чтобы увидеть молодую Юлию

Случайные статьи

Вверх