Презентация на тему иероним босх. Презентация на тему "иероним босх" Презентация на тему иероним босх торрент

ИЕ Р О Н И́ М БОСХ
(При рождении Ерун Антонисон ван Акен)
Нидерландский художник, один из крупнейших
мастеров Северного Возрождения, считается
одним из самых загадочных живописцев в
истории западного искусства.

Родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван
Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Поскольку о
становлении Босха как художника ничего не известно,
предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил
в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые
разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но
также золочение деревянной скульптуры и даже
изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец»,
как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по
сокращённому названию своего родного города (Den Bosch).
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В
1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную
мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve
Vrouw») - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе
в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер
Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила
из богатой купеческой хертогенсбосской семьи. Благодаря этому
браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного
города. Детей у них не было.

В архивных документах имя Босха упомянуто
несколько раз: ему, как живописцу, поручались
разнообразные заказы, начиная от оформления
праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и
заканчивая написанием
створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.
Иоанна (1489 картина утрачена) или даже
модели канделябра. В той же капелле было совершено и
отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 года.
Торжественность проведения этого обряда подтверждает
теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
В честь 500-летия с дня рождения Иеромина Босха, в
Нидерландах запускается проект, который носит
международный статус - "Босх 500". В рамках этой
акции будет проведен ряд мероприятий.

Искусство Босха всегда обладало громадной
притягательной силой. Прежде считалось, что
«чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь
забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем
гротескным фигурам, которые мастера
итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве
Босха заключён куда более глубокий смысл, и
предприняли множество попыток объяснить его
значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни
считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века,
извлекавшего свои невиданные образы из
глубин подсознания. Другие полагают, что искусство
Босха отражает средневековые «эзотерические
дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию.
Третьи стараются связать художника с различными
религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной
живописи, при котором первые мазки создают окончательную
фактуру. Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и
отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений
Босха подписаны. История не сохранила оригинальных
названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Известные нам названия закрепились за картинами по
каталогам.

«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха,
получивший своё название по теме центральной части, посвящён
греху сладострастия - Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха
доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали
исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день
толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о
значении картины развиты в XX веке.
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно
приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое
воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее
очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную
идею через множество деталей.

Центральная часть

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На левой створке триптиха изображён Бог,
представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном
и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному
трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где
с райским спокойствием движутся загадочные фигуры

Левая створка изображает последние три дня сотворения
мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых
существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и
мифических зверей наподобие единорога. В центре
композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое,
розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический
табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в
тине драгоценные камни, так же как фантастические звери,
вероятно, навеяны средневековыми представлениями об
Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев
со времён Александра Македонского. Существовало народное
и достаточно распространённое поверье о том, что именно в
Индии находится утраченный человеком Эдем.
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего
допотопный мир, изображена не сцена искушения или
изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена»), а их
соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только
что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на
это создание со смешанным чувством удивления и
предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих
картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы
и воплощённого Слова Бога.

Левая створка

ЛЕВАЯ СТВОРКА

В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные
образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток
и чудовища, порождённые его фантазией.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

ПРАВАЯ СТВОРКА («МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД»)

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями,
адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит
испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные
хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь
призму её тщеты и образы земной любви, другие - торжество
сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с
которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное
отношение к этому произведению со стороны церковных властей
заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть
прославление телесных наслаждений.
Сад земных наслаждений - это изображение Рая, где упразднён
естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и
сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих
нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным
его произведением: в созданной им символической панораме
христианские аллегории смешиваются с алхимическими и
эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные
гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и
его сексуальных склонностей.
Федерико Дзери




















1 из 19

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Творчество Босха, наивное и изощренное, традиционное и новаторское, все еще завораживает мир ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Время сохранило только дату смерти - 9 августа 1516 года. "Именитый мастер" - так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и, по крайней мере, в течение целого столетия не убывала: искусство мастера нашло ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании.

№ слайда 3

Описание слайда:

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Конечно, и раньше, до Босха, отдельные мотивы будничной жизни можно было встретить в миниатюрах нидерландских месяцесловов. В этом смысле истоки творчества Босха совершенно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Назвать Босха первооткрывателем нельзя, однако впервые в масляную живопись вошел повседневный мир человека, увиденный так свежо и неожиданно. Скажем больше, роль художника была решающей для последующего расцвета нидерландской живописи, если учесть, какое влияние он оказал на Питера Брейгеля Старшего.

№ слайда 4

Описание слайда:

Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Первое в истории нидерландской живописи самостоятельное изображение природного ландшафта находится на наружных створках алтаря "Сады земных наслаждений". Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения.

№ слайда 5

Описание слайда:

Однако и сегодня Босх прославлен не только как прекрасный пейзажист и художник, умело и по-своему изображающий быт людей и их нравы. Живопись Босха - пророческая. Воображение - фантастическое. Картины Ада, написанные им, - по существу, страницы Апокалипсиса. Нужно обладать огромным мужеством, чтобы так, как это делает он, показывать мельчайшие детали и подробности отвратительных, гротескных сцен. Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Но никому до него не удавалось проявить такую сверхъестественную изобретательность и достичь такой выразительности в изображении, казалось бы, привычных сюжетов.

№ слайда 6

Описание слайда:

В наше время, уже после того как сюрреализм из модного течения превратился в предмет художественного исследования и завоевал все права гражданства, особенное удивление вызывают "Сады земных наслаждений". Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. В центральной части триптиха, посреди сооружений самых причудливых форм и очертаний, изображены толпы обнаженных людей, пребывающих в состоянии блаженного полусна среди экзотических животных и птиц, которые своими размерами подчеркивают ничтожность и незначительность человека. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Босх обращается к тому тайному знанию - астрологии и алхимии, - значение которого долго не принималось в расчет исследователями европейской культуры. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.

№ слайда 7

Описание слайда:

И в то же время мыслящий провинциально, не выходящий за схемы средневековых представлений, Босх выражает взгляды местного круга образованных людей с ортодоксальным, мироощущением. Эти люди были представителями той долго и медленно развивавшейся культуры, которая вскоре будет сметена силами Реформации и на смену которой придет Высокий Ренессанс с его новыми вкусами. Эта культура, с ее верой в колдовство и демонов, с постоянным страхом перед проклятием Страшного Суда, наиболее отчетливо проявляется в искусстве Босха. Но ее непричастность к движению обновления делает творчество мастера трудным для нашего понимания, как бы оно нас ни очаровывало.

№ слайда 8

Описание слайда:

Несомненно, атмосфера мастерской или студии должна была окрашивать его самые первые, детские впечатления. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Важно другое: живописная манера, в которой работал Босх, существовала уже в пору его юности. И если сопоставить приписываемые Босху ранние вещи с этими фресками, то становится ясно, что художественная жизнь Хертогенбоса протекала в стороне от магистральных путей развития живописи Фландрии. Конечно, в своем творчестве Босх никак не мог обойтись без достижений Яна ван Эйка, но было бы неправильно сводить его искусство к этому или кому-либо другому из его знаменитых предшественников. В живописи ему было интересно совершенно другое.

№ слайда 9

Описание слайда:

Даже технические приемы у Босха другие. Он - первый из нидерландских живописцев, к которому без натяжки можно отнести целую серию рисунков. Это и подготовительные наброски к большим композициям, и зарисовки натурщиков, выполненные скорее в технике миниатюры, чем в технике современной ему живописи. Надо полагать, процесс его работы включал в себя несколько стадий, и, по всей видимости, многое утрачено безвозвратно.

№ слайда 10

Описание слайда:

Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью, автором которых безусловно считается Босх. Некоторые наброски - плод его богатого воображения, вдохновленного образами готических чудовищ. Он мог видеть их на гравюрах и на полях иллюминированных манускриптов либо на церковных фресках - последним вскоре, когда волны Реформации захлестнут Нидерланды, суждено будет погибнуть. В других же рисунках он - несравненный наблюдатель жизни. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Здесь Босх - прямой предшественник Брейгеля. Он - милостью Божьей бытописатель окружающего мира, и какими бы странными и затемненными ни казались нам его работы, мы ощущаем их полную правдоподобность и убедительность.

№ слайда 11

Описание слайда:

Сохранились документы, связывающие художника с Братством Богоматери. Босх упомянут в одном из списков 1486/87 года вместе с другими 353 членами общества. Несколько позднее его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. То, что мастер Босх был уважаемым членом братства, не подлежит никакому сомнению.

№ слайда 12

Описание слайда:

Доказано, что Босх находился под большим влиянием сочинений Яна ван Рёйсбрука, духовного отца движения. И вряд ли можно сомневаться в том, что человек такой учености, как Босх, не отразил в своих творениях воспринятых в братстве или вынесенных из его школы идей. Религиозно глубоко образованный, любознательный и изобретательный, Босх почти непредсказуем в живописи. Пять его шедевров если не совершенно оригинальны по замыслу, то по крайней мере уникальны в каких-то моментах, наиболее существенных для понимания произведения. Это "Семь смертных грехов", "Воз сена", "Поклонение волхвов", "Сады земных наслаждений" и "Искушение св. Антония". (Первые четыре из них принадлежали в свое время королю Испании Филиппу II.)

№ слайда 13

Описание слайда:

Тема самого первого его триптиха - "Воз сена" (между 1490 и 1500 годами) - безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечествопосле грехопадения. Для того чтобы лучше проиллюстрировать тщету земных устремлений, Босх использует нидерландскую пословицу: "мир - это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может". Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Никто до Босха не прибегал к такой безудержной фантазии и гротеску для того, чтобы выразить всю циничность происходящего: сам папа римский с императором сопровождают этот воз. Слева ангел Господень изгоняет из Рая Адама и Еву, и, несмотря на Христово искупление, прямой дороги в Ад с этого момента избежать невозможно.

№ слайда 14

Описание слайда:

В "Поклонении волхвов", написанном для жертвователя и его жены, членов семей Бронхорст и Боссхёйз, художник опять привлекает внимание к вечно существующим силам зла. Делает это он с помощью оригинального приема. Странная фигура бородатого человека в дверях полуразрушенного хлева, как выяснилось недавно, - иудейский Мессия, Антихрист в понимании современников Босха, последний могущественный противник христианства, который должен появиться в самом конце света.

№ слайда 15

Описание слайда:

Темой "Искушения св. Антония" является триумф христианства над силами зла - это третий, детально разработанный триптих, написанный, возможно, несколько ранее "Поклонения волхвов". Легенда о святом, основателе монашеской жизни, который обуздал земные страсти и удалился в пустыню, чтобы вести жизнь отшельника, была распространена повсеместно. Однако у Босха фигура Христа в центре триптиха необычно мала и трудно различима, а коленопреклоненный святой изображен в тот момент, когда он изнурен очередным борением с грехами. Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Изобретательность Босха, кажется, не знает границ; всякий грех олицетворен в виде отвратительной образины.

№ слайда 16

Описание слайда:

Резким контрастом к этой работе предстает "Сад земных наслаждений" - триптих, созданный около 1504 года. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Внимание Босха привлекает астрологический феномен, со всеми его значениями и дополнительными религиозными подтекстами. Мистические сближения между астрологией и христианством были давней традицией, которой придерживался и Ян ван Рёйсбрук, духовный отец Братства общей жизни. Соединение двух планет - символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) - принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Противостоит всему этому изображение Ада: результатом негативного влияния тех же планет является пьянство, разврат и обжорство.

Описание слайда:

Босх создает для нас новый мир, о большей части которого можно только смутно догадываться. То, что культура тайного знания вызвала к жизни художника столь богатой фантазии, само по себе удивительно. Многоплановость его творений, глубина постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений делают его искусство бессмертным.

№ слайда 19

Описание слайда:

Еру́н Анто́нисон

ван А́кен Босх

Нидерландский художник

эпохи Северного Возрождения.

Разнообразные заказы, начиная

от оформления праздничных

шествий и обрядовых таинств

Братства и заканчивая написанием

створок алтаря для капеллы

Братства в соборе св. Иоанна

или даже модели канделябра.

Босх считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Жизнь Босха и сейчас остается тайной за семью печатями. 25 картин и 8 рисунков- наследие этого художника

Кто бы был в состоянии рассказать о всех тех бродивших в голове Иеронима Босха удивительных и странных мыслях, которые он передавал с помощью кисти, и о тех привидениях и адских чудовищах, которые часто более пугали, чем услаждали смотревшего! Карел ван Мандер

Его техника называется "а ля прима". Это метод масляной живописи

лестница - путь к познанию в алхимии или символизирующая половой акт;

перевёрнутая воронка - атрибут мошенничества или ложной мудрости;

ключ - (познание), часто по форме не предназначенный для открывания;

отрезанная нога, традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;

стрела - символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперек шляпы, иногда пронзает тела.

сова - в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

черные птицы - грех

Верблюд символизирует собой, прежде всего, неприхотливость и выносливость.

Искушения св. Антония.

Блаженные и

проклятые

  • Во времена Босха существовало поверье: сумасшедшего можно исцелить, если извлечь из его головы камни глупости. Голландское выражение «иметь камень в голове» означало «быть глупым, безумным». Закрытая книга на голове монахини и воронка хирурга символизируют, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью, и что такое врачевание - шарлатанство. На картине извлекается не камень, а цветок, ещё один цветок лежит на столе. Это тюльпаны, а в средневековой символике тюльпан подразумевал глупую доверчивость.

«ИЗВЛЕЧЕНИЕ КАМНЯ ГЛУПОСТИ»

«Семь смертных грехов»

Уже около трёхсот лет картина висит в Эскориале, где её когда-то в своей спальне повесил испанский король Филипп II. В Книге Притчей говорится, что Господь ненавидит семь вещей, что Ему противны:

1.Гордый взгляд

2.Лживый язык

3.Руки, проливающие невинную кровь

4.Сердце, кующее злые замыслы

5.Ноги, быстро бегущие к злодейству

6.Лжесвидетель.

7.Сеющий раздор между братьями

«Бойся, бойся, ибо Господь всё видит».

«Ибо они народ, потерявший рассудок, и нет в них смысла»

«СЕ ЧЕЛОВЕК»

Традиционные символы зла - сова в нише над головой Пилата и гигантская жаба, распластавшаяся на щите одного из воинов внизу, - призваны усилить безысходную мрачность сцены. На дальнем плане, за мостом, имеющим символический смысл перехода, грядущих перемен в судьбе. На балконе одного из домов появляется красный флаг с белым полумесяцем, в христианском контексте - как знак «неверных» - символизирующий измену, предательство Христа. Враги Христа – ЭТО мусульмане, которые в эпоху Босха и ещё много веков спустя владел святынями христианства.

« СВЯТОЙ ХРИСТОФОР»

Считался защитником от эпидемий. На картине изображен гигант в развевающемся за плечами красном плаще, который переходит реку, неся на спине младенца Иисуса. По легенде, св. Христофор

служил царю и самому дьяволу в поисках могучего и достойного хозяина, и поиски завершились лишь после того, как отшельник обратил его в христианство. Отшельник стоит внизу справа у самой воды, но его скит в ветвях дерева превращён в разбитый кувшин, где лукавый устроил таверну. Выше изображён человек,

карабкающийся по ветке к пчелиному улью - традиционному символу пьянства. На дальнем берегу реки из-за развалин показывается дракон, и его появление приводит в ужас купальщика. Ещё дальше, виден объятый заревом город.

«Блудный сын»(«Путник»,«Странник»)

В эпоху позднего Средневековья считалось, что земная жизнь - странствие человека от рождения до смерти, а потому понятие странника имело огромное значение в христианской жизни. Скиталец по земной жизни должен преодолеть тысячи искушений и избежать коварных ловушек. За исключением собаки, которая тоже должна ассоциироваться с клеветой, все прочие опасности подстерегают здесь не плоть человека, а его дух. Прежде всего это полуразрушенная таверна слева, воплощающая в себе весь набор мирских соблазнов, которые дьявол посылает людям.

«НЕСЕНИЕ КРЕСТА»

важно призвать зрителя к покаянию, дарующему спасение души.

«Смерть распутницы» «Воз сена»

Использованные материалы

1.https://ru.wikipedia.org/wiki/Босх Иероним

2. http://allpainters.ru/bosh-ieronim.html -Иероним Босх: жизнь и творчество художника

3. http://hieronim.ru/

4. http://smallbay.ru/bosch.html -Картины и биография Иеронима Босха

5. http://lioubasmir.livejournal.com/4578.html -Мистический художник Иероним Босх

6. http://opisanie-kartin.com/bosx-ieronim/ -описания картин Босха

Презентацию создала

Авилова Наталья Петровна,

учитель истории и МХК

Презентация на тему "Иллюзии и интерпретации Иеронима Босха " по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников представлены картины и обсуждается творчество художника Иеронима Босха. Автор презентации: Фесенко Александр Оттович, учитель изобразительного искусства.


Фрагменты из презентации

Босх Хиеронимус ван Акен, (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях сочетал изощренную средневековую фантастику с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Иллю́зия

(лат. illusio - заблуждение, обман) - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления.

Интерпретация

индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения.

  • Есть повод говорить, даже по прошествии пяти сотен лет, об особом взгляде Босха на жизнь и действительность.
  • Он стоит особняком не только среди современников и сограждан, но и в целом, значит мы имеем дело с гением.
  • Слово иллюзорное вряд ли подходит в этом случае, но найти более подходящее не удается. Босх интерпретирует жизненные картины на своих полотнах жестоко и точно. И мы видим что это верно.
  • Несение креста. 1516.
  • Увенчание терновым венком.1490е – 1500е.
  • Корабль дураков. 1490е-1500е.
  • Блудный сын. 1503.
  • Воз сена. 1500-1502.
  • Человек-дерево в пейзаже
  • Искушение Святого Антония
  • Монстры
  • Святой Антоний.1500.
  • Вознесение. 1504.
  • Несение креста. 1515-1516.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха Работу выполнила Смирнова Александра, 10 «А» класс гимназии № 405 Преподаватель: Дудкина Н.В. Санкт-Петербург, 2011

2 слайд

Описание слайда:

Иероним Босх Настоящее имя Иеронимус Ван Акен. Псевдоним "Босх" происходит от сокращенного названия родного города мастера – Гертогенбос, в то время числившегося среди крупнейших городов Брабантского герцогства. Потомственный художник … но ни одной работы художников этой династии неизвестно. Предположительно Босх прожил около 65 лет (около 1450 – 1516). Также есть предположение, что творческую независимость ему обеспечила выгодная женитьба.

3 слайд

Описание слайда:

Ныне Босх считается автором примерно 30 произведений из тех, что дошли до наших дней. Вот собственно и все. Отсутствие подлинной биографии неизменно возбуждает аппетит сочинителей. Одни называют его сюрреалистом из Средневековья. Почитают человеком первым, без помощи теории Фрейда, оценившим значение образов подсознания. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, не сотканы из зыбкой ткани сновидений. Его кошмары реальны. Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком, членом Братства Девы Марии. И. Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент

4 слайд

Описание слайда:

Главная тема творчества Босха – борьба Добра со Злом за душу слабого и грешного человека. Его произведения вызывают смятение в умах и по сей день. В них многофигурные религиозные и аллегорические композиции, полные алхимических и астрономических символов. Картины Босха сочетают гротеск, иронию, фольклорно-сатирические и нравоучительные мотивы. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял символы в ином или противоположном значении, изобретал свои собственные. Босх был и остаётся очень трудным художником, даже сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку его сюжетов и образов. И. Босх. Слушаюший лес и смотрящее поле

5 слайд

Описание слайда:

Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2.1х3.9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Он был создан в 1503 году, и в нём своеобразное видение мира Босхом отразилось в полной мере. Название картине дано уже в современности, но во второй половине XVI века её называли «Многообразие мира». В это время картина была в собственности короля Филиппа II. В XVII веке картину называли «Тщеславие и слава». Левая часть триптиха – это Рай. Центральная – это собственно и есть «Сад земных наслаждений». Правая сторона – это Ад.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Рай Левая часть изображает сцену «Сотворения Евы». Сам рай блестит и переливается яркими красками. Он заполнен разнообразными животными и выглядит нереально, фантастически. На фоне этого Босх изображает Адама, увидевшего Еву. Но на светлую и радостную картину Рая отбрасывают тень несколько моментов: пожирание львом оленя (1), преследование диким вепрем какого-то животного (2). 1 2

8 слайд

Описание слайда:

Над всем этим возвышается источник Жизни – гибрид скалы и растения. На самом верху её – едва заметный месяц, но уже изнутри выглядывает вестник несчастья – сова.

9 слайд

Описание слайда:

Сад земных наслаждений Это центральная часть триптиха, на которой изображен грандиозный ландшафт с множеством обнажённых мужских и женских фигур. С человеческими фигурами смешались всевозможные звери неестественных пропорций, огромные фрукты и цветы, птицы, рыбы, бабочки.

10 слайд

Описание слайда:

В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. На фоне такого пейзажа, казалось бы, ничто не может быть целомудреннее любовных игр пар, но не всё так просто. Сонники того времени приоткрывают истинное значение этих наслаждений. Вишни, клубника, земляника и виноград символизируют греховную сексуальность; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.

11 слайд

Описание слайда:

В нижней части картины человек обнимает огромную земляничину. На самом деле земляника является в западноевропейском искусстве символом чистоты и девственности. Сцена с виноградом – это причастие. Вишня в клюве пеликана (любовь к ближнему), которой он дразнит людей – это чувственность.

12 слайд

Описание слайда:

Художник зачастую христианским символам придаёт конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план. В башне Прелюбодеяния среди рогов спят обманутые мужья. Сфера и стеклянный купол укрывают трёх грешников – это символизирует голландскую пословицу – «Счастье и стекло – как они недолговечны!» Также это символизирует еретическую природу греха и опасность, которую он приносит в мир.

13 слайд

Описание слайда:

Ад Последняя створка триптиха – Ад – мрачная, тёмная, тревожная. Она идёт в резком контрасте по цветовой и эмоциональной гамме с двумя другими частями. В центре Ада находится сатана – он своеобразный гид. Его ноги – это два полых дерева, опирающиеся на две лодки, тело – яичная скорлупа. На шляпе сатаны то ли ведьмы, то ли демоны прогуливаются и танцуют с грешными душами.

14 слайд

Описание слайда:

Или же они водят вокруг волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.

15 слайд

Описание слайда:

Вокруг властителя Ада происходит наказание грешников. Наказание обжор и чревоугодников

16 слайд

Описание слайда:

Третья створка триптиха представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля стала Адом, а то, что раньше было орудием греха, превратилось в наказание. Химеры, изображённые на картине, обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Заяц в христианстве был символом бессмертной души. На картине он играет на рожке и опускает грешника головой и адский костёр.

Случайные статьи

Вверх